четвер, 26 вересня 2019 р.

Большое Скандинавское Путешествие
/часть третья - Швеция/


ПРОДОЛЖЕНИЕ
первая часть(Лофотенский архипелаг) - ТУТ
вторая часть (континентальная Норге) - ЗДЕСЬ

Глава тринадцатая (27 июля)
велосипед: 87 км 880м набора
Утро было жарким. Вообще, во мне уже пару дней как, жил когнитивный диссонанс: мы давно пересекли северный полярный круг и едем на юг, пересекая Северные горы не в самом высоком месте (окружающие нас вершинки ниже 1500 метров), а иван-чай - не цветет. Плотно сжатые свечечки качаются на ветру, нестерпимо нагреваемые солнышком, и... - не цветут. Ну очень непонятно. Вероятно, что вот эта самая нестерпимая жара - явление редкое, и припасенное исключительно для нас.
Прячась от солнца, проехались рыбацкими тропами вдоль Ume. В этом месте река порожистая, с перекатами, достаточно широкая. Скальные валуны на берегах, заросшие мхом. Колоритное березовое криволесье с массой червивых подберезовиков. Обрамляют долину горы в снежничках. Жаль, рыбацкая тропинка закончилась как-то быстро.
В Hemavan* магазин был закрыт.

*Hemavan - крохотный (по нашим меркам) городишко. Зимой тут рай горнолыжников, а вот летом - для пешиков. Здесь оканчивается самая известная в Швеции пешеходная тропа Kungsleden. Наконец-то стало понятно куда ломилось турье в нашем полярном экспрессе. Начало тропы в Abisko. Это была очень странная станция - посреди безрадостной тундры - маленькое здание вокзала. И все... Тропа длиной в 425 км оборудована хижинами и, кое-где, деревянным настилом через болота и морены.

Народ кучковался на скамечках. Статная дама угощала всех бесплатным лимонадом. Причина демарша - отсутствие электричества. Поломкой вроде как занимаются, но когда починят - бог весть. Это несколько расстроило наши планы. Не то, чтобы у нас не было еды. Еда была. Но наш трек сворачивал с Blå vagen и народ переживал, что в тайге с магазинами будет напряженка. Потому слегка перекроили трек и двинули к следующему городку Tärnaby в надежде, что уж там с электричеством все будет ок.
Не доезжая до городка, Жекин трек решил, что ему жарко в покре. Покре действительно было как-то очень нехорошо - изнутри полосами поотходил корд. Никогда такого раньше не видели. Опять-таки - разделились. Влад с Олей поехали вперед, чтоб порешать дела с магазом, пока мы будем переобуваться. Выудили запасной смартсэм, поколдовали с камерами, поехали.
В Tärnaby насторожила стоянка, под завязку набитая машинами. Оказалось, что сегодня здесь - ярмарка, но электричества нет и тут. И вообще: его нет во всем лёне (это так области у шведов называются). Поскольку налички у нас не было - на ярмарку сходили на ... дегустацию. Ну такое...
В общем - то ли завтрак был не сытным, то ли народ переволновался, но начали бродить в группе разброд и шатания. Понять с чего такой ажиотаж по поводу еды, которой, в общем-то у нас есть, я не могла, зато могла приготовить обед. Каким-то волшебным образом это ускорило ремонт электричества. Супермаркет открылся и, спустя какое-то время и некоторые манипуляции с картами и наличкой (потому как на кассах проходила оплата только с карт шведских банков), необходимое было закуплено и мы могли двигать дальше. Но продолжал капризничать трек. К тому же выяснилось, что у нас недобор целых запасных камер. А клеить камеры с герметом, как известно, - та еще морока...
Единственным годным развлечением в Tärnaby, было разглядывание полунагих шведок на великах. Жара стояла нехилая...
Когда же техника была починена и мы таки начали крутить - в островках суровой еловой тайги (мы пока еще ехали по плоскогорью лесо-тундрой, и березовое криволесье превалировало над елками) стали попадаться удивительно тихие озера то в ромашковых берегах, то в иван-чаеевых.
С зеркальными отражениями, которые невозможно было не сфоткать и ... с отсутствием гуманного схода к воде: берега были четко очерчены ярко-зеленой плотной осокой. Суровая же еловая тайга, в виду негуманной жары, щедро удобряла нас инсектами. И, если с комарьем можно было бороться репеллентом, то гнус, создавалось такое впечатление, наоборот, лучше припал к нему...
А тут еще и стояночное место от нас как-то пряталось - намеченный пятачок за дамбой оказался сильно захламлен строительным мусором. Потому поехали по лесной грунтовке, в надежде таки найти сходы к озеру.
Дорожка окончилась площадкой, на которой стояла барная стойка и лодочка. На лодочке висел одинокий бюстгальтер. Людей не было. Сочтя все увиденное добрым знаком, начали обустраиваться.
Юрчик, съездив за водой, как-то очень веско сказал, что лучше туда не соваться, потому как могут сожрать. Заплывший глаз был тому доказательством...
Спустя какое-то время, бойкое тарахтение мотора насторожило нас - транспортное средство явно ехало к нам, поскольку в другие места дорога не вела. Улыбчивый швед, не глуша мотора, оглядел наш табор, развернулся и быстренько уехал восвояси. "За бюстгальтером приезжал" - дружно решили мы, но постеснялся забрать...
Больше ничто не мешало нашему уединению. Отлично поплавали (вода, в отличие от воздуха, сохраняла прохладу), после чего одеть курточку и штаны, которые не могли прокусить комары и под которые не пролазил гнус, было даже приятно.
Бензин, купленный на выезде этого неудачного для нас Tärnaby, оказался из рук вон плохим: гореть - горел, греть - не грел. Еще и был розовым, бензин для блондинок, в общем...
Надо было чем-то очень срочно чистить карму.
Штиль зеркалил елки, выдавая осциллограмму магических сказок, которые рассказывала нам тайга. Закат добавлял оранжевых тонов в уходившие за горизонт темные волны гор. И только комары все никак не хотели уняться и разогнали нас по палаткам, отложив эпичную поклейку камер до утра...

Глава четырнадцатая (28 июля)
велосипед: 95 км 1440 м набора
Утром активно латали камеры.
Озеро и розовый бензин были хорошим подспорьем.
Покинули бассейн Ume и порысили в долину Skansnäsan: т.е. свернули с Голубой Дороги (Blå vagen) на Дорогу Сказок (Saga vagen).
Пролетавшие маленькие деревушки-фермы с опрятными домиками и ухоженными лужайками по берегам озер (не иначе как дачные домики любителей рыбалки) иногда подбрасывали непривычные коптильни - в виде ненецких чумов.
Dikanäs оказалcя совсем крохотным городком, но с дивными аутентичными домиками и (о чудо!) работающим магазином в воскресенье. Инфоцентр был снабжён путеводителями, а саамская вежа*, приятно пахнувшая разогретым на солнце деревом, - мангалом. Несмотря на уют избушки, зачем-то решили обедать на улице, отбиваясь от ненавистных комаров...

**Вежа - зимнее жилище в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу. Любопытно то, что с начала прошлого века саамы сменили традиционные жилища на ненецкие чумы (в летнем варианте) и деревянные избы - в зимнем.

Характерной особенностью Швеции оказалось то, что найти описание "а что я, собственно, вижу" на понятном английском языке - крайне затруднительно: инфоцентры изобиловали всевозможными описаниями, но - на шведском. Территориально - кусочек Saga vagen идет по южной оконечности Лапландии. Ну да, той самой, с северными оленями и резиденцией Деда Мороза.Постепенно менялся тип леса - вдоль дороги теперь уже повсеместно громоздилась еловая тайга. Лишь кое-где встречались сосны и берёзовые криволесья.
Подлесок, вместо ягеля*, густо укрывали черничники и, иногда, на них попадались уже спелые ягоды. Обочины продолжали дразнится подберёзовиками, на которые уже откровенно не обращали внимания.

*ягель - это лишайники, которые красиво кустились, ветвились и раскрашивали моренные вывалы в тундре и тайге на всем пути нашего следования. Серенький, молочный, белый. Разные оттенки. Вопреки устоявшемуся мнению - это не основной корм северных оленей. Таковым он является только в особо снежные зимы. Как и любые другие лишайники, ягель очень медленно растет - всего несколько миллиметров в год.

В общем, день состоял из "контактного" изучения географии: рельефчик, озера, леса, уходящие вдаль темные волны гор, поедание черники. И да, доминанта Скандинавии - иван-чай, опять радовал буйством розового цветения.
Место для ночевки нашлось спонтанно: ближе к вечеру мы, по обыкновению, стали присматриваться к прибрежным площадкам. На этой, в самом начале большого озера Malgomaj, компания местных извлекала лодочку из воды. Обрадовались: озеро и спуск к воде есть, ровненько и рядом речушка резво бежит в камешках.
Созерцательность - зашкаливала: острова, заросшие лесом соседствовали с голыми, в моховых валунах, с выразительными одинокими деревьями. Вечером решили попробовать заварить иван-чай. Сварили цветочки. Ну кто ж знал, что варить надо листочки, да ещё и не сырые, а ферментированные? Опять же: Б.Г. нифига не упоминал про процесс.
Зелье оказалось так себе. Спасибо, что не пронесло...

Глава пятнадцатая (29 июля)
велосипед: 123 км 1170 м набора
Утренняя пасмурная дорога была разбавлена чудным артом: посреди реки, на валуне, сидел нагой скрипач,
по поляне бродил странный фуфлыжник, в домике сторожила зазевавшихся баба Яга, а на деревьях рядом с тропой расположились картины времён года (12 по числу месяцев) и, вероятно, изложенная на шведском, версия сказки Андерсена.
Подробно изучить буквы не давали комары: даже заходить вглубь леса было страшновато из-за отчетливого гула, стоящего там. А уж останавливаться, чтобы почитать...
Заметно похолодало, дул очень неприятный ветер. В окрестных лесах сосны стали вытеснять елки. Тут же появились вырубки, обнажающие моренные ландшафты с каменистыми почвами: казалось, какие-то великаны разворотили стройплощадку.
Особенность вырубок - последующий самосев: на площадке остаются с десяток взрослых деревьев. Стройные, почти без ветвей - с копной кроны на самой верхушке.
В Вильгельмину* въехали по чудной велодорожке, ловко избежав трассы.

**Городов с такими странными названиями-именами в Шведской Лапландии три. Все названы в честь Фредерики Баденской - супруги короля Швеции Густава 4. Говорят, король был сильно ревнив...

Самым неожиданным впечатлением от города были встреченные на въезде мусульманки. Вообще, создалось впечатление, что тут эмигрантов больше, чем шведов. Может, это какая-то хитрая политика - заселять пустынный север? Еще очень порадовали старинные машинки, добро газующие по узким улочкам. Прям даже и не ожидали, что такой антиквариат может так бодро ездить...
Рельеф стал почти незаметным, леса - более прозрачные и сосновые, к розовому разнотравью добавилась огромная желтая пижма.
С высоты (на пупыриус пришлось лезть по огромной куче гравия, с очень негуманным углом наклона) обозревая окрестности безбрежного зеленого моря и аккуратненько размеченной дороги, нашли под ногами цветущий вереск. Особо умиляло полное отсутствие людей и почти полное отсутствие машин. Благодать и нега...
Пока мы ходили на пупыриус - группа активно крутила. Догнали - увидели пасущихся девочек (это была голубика, не виданная мной ранее и, соответственно, с неведомым вкусом). Они сказали что Влад поехал дальше - искать уютный хостинг, а им велел ждать. Чтоб не тратить время, Юра решил съездить в противоположную сторону. А мы - продолжали пастись. Ягодки были вкусными, а вот погода не баловала совершенно. Ни солнышка, ни тепла. Хорошо хоть дождик не сильно капал.
Вернулся Юрчик. Кошерных мест не обнаружил, потому поехали все вместе дальше. Влада нашли пасущимся в черничнике. Оказывается он признал место годным и махал Оле, чтоб ехали к нему. Но то ли Оля его неправильно поняла, то ли махал он не сильно приметно издалека... Ну зато мы поели голубики. Я, например, - впервые в жизни.
К вечеру, по обыкновению, распогодилось, и у нас, на краю земли, был чудесный красочный закат. А на ужин - годные макарошки с сыром и четверть кочана салата Айсберг на каждого. Невообразимо вкусно.

Глава шестнадцатая (30 июля)
велосипед: 117 км 890 м набора
Пара пасмурных дней сильно подточила энергетический потенциал группы. Потому, решено было ударными темпами добраться до магаза с розетками. Суровая прохлада (лично я катила во флиске и куртке) способствовала быстрому кручению намеченных до обеда 82 км.
Озера чередовались с вересковыми пустошами на месте вырубок.
И те, и другие объединяла филигранная четкость сосновых силуэтов на фоне пасмурного небушка. Даже традиционные "зефирки" были сегодня не беленькими, а темно-синими.
С продвижением к югу, стали появляться агрохозяйства: плантация черной смородины впечатлила масштабами, а вот картофельные поля стали полной неожиданностью. Роскошные темно-зеленые кусты, с едва-едва появляющимися цветочками - еще разок напомнили, что мы еще в Приполярье (64 градус северной широты)
Посмотреть на белых тигров в зоопарке Junsele хотелось ровно до того момента, пока мы не увидели количество машин на парковке перед ним. Без сожаления покатили прочь. Город запомнился только аккуратной деревянной церквушкой.
А потом был лоскутный асфальт. Нет-нет он был абсолютно гдадким, но - разноцветным: серые и розовые прямоугольники весело перемежались с друг другом, отвлекая от сосен и берез. Очень хотелось снять каноническую фотку того, что сосновые ветки не растут со стороны березок. То ли ехали быстро, то ли лес был очень густым - нужное в кадр не легло.
На ночь примостились за плотиной, презрев увещевательные таблички о том, что купаться в водоеме не стоит в виду сильного течения. Хотели проехать подальше от моста - чтоб более закрытое место, но в тех окрестностях, как оказалось, жила очень бдительная голосистая собака. Видеть ее - не видели, но судя по голосу - с теленка размером. Потому остались ввиду моста - он чудесной аркой с отражениями гармонично венчал пейзаж. И, конечно же, мы искупались, хотя справедливости ради - на середину реки не заплывала даже Женя...
Перед рассветом клубился над речкой туман, истончаясь лентами в сосновых берегах и дым костра сплетался с ним в танце - споре.
Утреннее кофе разнообразили гренками - подсушенные на костерке тосты с слегка подтаявшим сыром... ах! только в походе нехитрые гастрономические изыски вызывают такие яркие положительные эмоции...

Глава семнадцатая (31 июля)
велосипед: 115 км 1385 м набора
Чем южнее мы ехали, тем более населенней становился ландшафт вокруг. Мчали вдоль Ångermanälven*.

**Ångermanälven - одна из самых протяженных рек в Швеции, но выдающейся ее делает не это, а около 40 плотин (самая зарегулированная река страны) и почти 15% выработки энергии от ГЭС.

Фестивально - хиповской лагерь навеял Чижовское "на кухне мышка уронила банку..." - забавно было окунуться в атмосферу 60-х годов прошлого века. Обилие рисованных птиц - умиляло. Железнодорожная станция (ехали мы по предместьям вдоль железки) с неизменным памятником-паровозиком, угостила жимолостью. Еще один вид ягодок, которые я попробовала впервые в жизни.
По железке проползали странные монстрики - комфортабельная дрезина на автоматическом ходу, через речку вели ухоженные подвесные мосты, дорогу перебегали малюсенькие мышки в стиле "мышонка Пика", открытые поля, уже привычно, заливало цветущим иван-чаем,
холмился лес и аккуратно ютились на пригорках домики - буколические картинки усугубились "липованином" в Långsele. Некоторым диссонансом в этой идиллии выглядела нищенка у дверей супермаркета, уныло тянущая свое "хей!" каждому прохожему. Нищенка, кстати, была мусульманкой...
Катилось бодренько, но вот с ночевкой было не совсем понятно. Надо сказать, что такая катавасия с местами хостинга возникла оттого, что мы перекроили план и стали выдавать "пятилетку за полгода". При планировании маршрута, дома, дневной километраж заканчивался годным местом, насмотренным со спутниковых карт. Понятное дело, что на месте все равно приходилось корректировать такую раскладку, но, по крайней мере, была точка отсчета. Кроме того, по мере углубления в континентальную часть, начал появляться вопрос с водой, ибо воды было очень много, но не сильно годной для питья. Потому квест "найди кошерное место" был популярным завершением каждого дня...
Так вот. Время шло к вечеру, дорога пересекла жиденькую речушку, вдоль нее уходила гравийка - в общем все приметы нормального места вроде как были налицо, но ... дорогу перегораживал шлагбаум. Юрчик погнал смотреть что оно там за ним, а мы расположились на обочине. И тут рядом с нами, праздно валяющимися, в первый и последний раз за все путешествие, остановилась машинка и дядечка на хорошем английском спросил не нужна ли нам помощь. Мы, конечно, отказались - чем бы он нам мог помочь? Тут и Юрчик вернулся, говоря что есть очень ровненькая площадочка в пижме, но без вида и гравийная.
Искать больше ничего не хотелось, несмотря на отсутствие близко проточной воды (берега реки - ручейка были сильно заросшими и неприступными), да и на ужин планировалась жаренная свеженькая рыба - хотелось быстрее приступить. Пожалуй, это был единственный раз, когда воду было стремно пить некипяченной...
Наверх, к вырубке, уходила вполне приличная тропа. А уж там розовое море колосков отражалось в закатном небе. Или наоборот... Конечно, вид тут был более шикарным, чем на пижмовой стоянке, но высокая трава в росе тщательно смыла желание перенести лагерь.
Да и рыбку пора было жарить...

Глава восемнадцатая (1 августа)
велосипед: 92 км 845 м набора
Прозрачное утро в росе и паутине на верхней площадке в корабельных соснах обещало ясный и погожий денек. Напрягало только отсутствие питьевой воды, потому мы поспешили покинуть душевную гравийную стоянку.
Сегодня нас атаковала малина. Оторваться от нее было невозможно и только замечание командора - что столь длинную остановку вполне можно считать обедом, рассадило группу по седлам для вкручивания.
В Viksj, фотоографируя аккуратненькую церковь, в глаза бросились разнокалиберные домики. Как удалось выяснить - площадка перед ними - ярмарочная площадь. А разного размера избушки - это сарайчики для хранения товара по ярмарочным дням. Разные размеры, надо полагать, обусловлены разным достатком или размером коммуны-владелицы.
Timrå - стал нашим первым городом на Балтике. Однако посреди залива, на берегу которого приютился город, расположен остров. И - ощущения моря совсем не возникло. Потому поторопились в Sundsvall.
Первое, на что обращаешь внимание в Sundsvall - это дракончики, всякие разные. Символ города.
Почему? Очень просто, полагаю: за свою историю город 4 раза сгорал дотла. После последнего пожара 1888 года лесопромышленники скинулись и отстроили город из камня. В частности церковь Густава Адольфа. Однако это ей не помогло и в 1989, спустя столетие, злые люди сожгли уже внутренности. Ныне церковь в целости и сохранности выглядит очень внушительно. А вокруг нее растут забавные деревья: березы с резными листиками и липы в крапинку.
Sundsvall - промышленный город. ЦБК, пластмассовый и алюминиевые заводы изрядно портят атмосферу, что мы прочувствовали на себе. Долгонько любовались двухкилометровым мостом через фьорд. Лаконичный и легкий. Проезд по нему - платный.
Из города выбирались велодорожкой. На попутных с нами курсах ехала мтб-шная стайка, как мы полагали - местных. Иногда мы догоняли их, иногда они - нас. Иногда наши дорожки расходились - две девочки и мальчик были без баулов. Забавно, что в Kvissleby, на стоянке с дрезинами - компания дружненько слезла с великов, навесила их на машинку - и быстренько уехала. Мы, пофтыкав немного на дрезинках, - последовали их примеру.
Сильное отличие Швеции от Норге в велоотношении - то что в первой большее разнообразие веломаршрутов при меньшей их ухоженности. Ну т.е. есть масса грунтовок и трейлов отлично проезжаемых на велике с баулом, но даже на асфальтовых участках, зачастую, нет тепленьких туалетов с горячей (да фиг с ней, хоть с какой-нибудь водой). Потому, проблема вечернего запаса питьевой воды добавлялась в вечерний квест. Решали мы ее достаточно просто: в районе 17-18 часов вся группа тщательно высматривала живого человека в проезжаемых хуторах. Пусть и не сразу, но он находился и выдавал нам необходимый запас воды.
Ввечеру выехали к заливу Björköfjärden, который чудно освещало заходящее солнышко.
Обратили внимание на пустующую стройплощадку, но проехали мимо. Воду мы раздобыли раньше, в дачном поселке у ужинающих шведов, а вот сходов к заливу - не было, вся береговая линия была обжитой - в канонических домиках и лужайках. Поскольку время подбиралось к 20, годное освещение раскрашивало окрестности, а мы все никак не могли пристроиться - решили вернуться и захостились прямо на стройке, рассудив, по обыкновению, что решать проблемы будем по мере поступления. Чтоб удобней было куховарить, принесли с прибрежного причала почти целую строительную палету. Еще и в национальных цветах. Получилось очень уютно и компактно.
Обочины тропинки к воде изобиловали земляникой и, только наличие на акватории каякеров, несколько стесняло нас в традиционных вечерних водных процедурах.
И заходящее солнышко раскрашивало розовым залив и облака, и в окрестностях росли корабельные сосны и березы, рельефно выделяющиеся на фоне расчехлившегося неба. Было очень удивительно - никогда, доселе, не видела я стройных берез высотой с девятиэтажку...

Глава девятнадцатая (2 августа)
велосипед: 96 км 790 м набора
Дневным запасом питьевой воды разжились на штатной стоянке для автодомов - тот редкий случай, когда кроме площадки с буковкой Р был и туалет (правда закрытый) и выведенные краны - благо с водой. Но порадовала нас малина, которой заросла обочина парковки. Огромные спелые ягоды прям умоляли их съесть. Самое удивительное, что местные, обитавшие в автодомах, равнодушно смотрели и на малину и на нас, жадно ее поедающих...
А дальше вообще началась пытка ягодами - дорога петляла по лесу, иногда выходя к озерам.
Тут было много хороших стоянок* (чутка не доехали вчера!). Как правило, рядом со стоянкой располагался и малинник, и черничник, и даже полянки землянички были разбросаны...

**озеро Armsjön, глубиной до 24 метров, считается одним из самых чистых озер Швеции. Озеро зарыблено, потому в округе достаточно много оборудованных рыбацких стоянок.

Дорога прорезала леса, потому встретив вырубку-проплешину, да еще и с указателями - обрадовались. Наконец-то вид на открытую Балтику, а не прибрежные острова. Со смотровой площадки через зеленые мшистые морены (прям вот Горганами повеяло) вели деревянные тропки. Решили сначала пойти наверх - сверху ж виды должны быть круче. Группа застряла в самом начале - на черничнике. А мы с командором бодро прыгали по морене, на который закончился д деревянная тропа. Путь в каменных джунглях иногда даже был снабжен перилами из натянутых веревок. Для обутых в контакты - годное подспорье.
Закончилась тропа немного неожиданно наваленной кучей камней, посреди которой, в некотором углублении, росла одинокая сосенка. Вида на море - не было, панораму закрывали деревья. Половили немножко ветра и побежали вниз, к Балтике. Тут все было по-честному, хотя тропа тоже закончилась наваленной кучей камней. И даже сосенка присутствовала. Меньше своей верхней сестрички, но более красивая.
Суровый балтийский ветер играл с фиолетовым вербейником и внушал надежду на разгон облаков...
Обедали в небольшом, но колоритном городке Mellanfjärden, разжившись в местном магазине мороженкой, потому как рыбный магазинчик был наглухо закрыт и пустынен. Особо запасливые участники усугубили мороженное собранными ягодами. Долго бродили по набережной и в местной "лавке старьевщика". Вообще в Швеции культ таких магазинчиков и лавочек. Довольно много мы их встречали. Некоторые даже были устроены по типу супермаркетов...
Я же развлекалась тем, что пыталась извлечь звуки из невиданного клавишного зверя. Безуспешно. Сфоткав, напоследок, гламурный розовый тандем, подались дальше в леса.
Какие же замечательные трейлы в Швеции - ты летишь по бодрому рельефу в соснах,
внезапно открывается вересковая пустошь с островками морены в лишайниках и по ней гуляет ветер, он ласково подталкивает тебя дальше - в поля иван-чая и опять - сосны.
Песок, камни и корни под колесами даже и не замечаешь. С сожалением выкатываюсь на ромашковую поляну.
Подъезжает расстроенная Женя - что-то не так с задним. В покре - дыра. Печалька. Второй запасной покры у нас нет и до ближайшего города - километров 40. Еще и суббота завтра.
К нам вовсю ластиться трехцветная котейка, ухоженная, но людей в окрестных домиках нет.
Снабжаем покру мощной латкой: обработанная с двух сторон клеем стропа + 4 латки сверху по всей длине + прорезинная тентовая ткань. Конструкция выглядит надежной, но чисто психологически ехать дальше велотрейлами сложно. Потому, по возможности, едем асфальтом.
Hamanger не порадовал наличием магазина с покрами, зато удивил эклектичным храмом. Жаль мусульманского полумесяца так и не приметили...
В Hudiksvalle, несмотря на хорошую скорость, к закрытию магазина не успели, даром что нас к нему сопровождала пара местных. Втарились провиантом, пофоткали гавань и тихонько порысили к следующему большому городу. Оставаться в окрестностях здесь и ждать открытия к 10 - сочли нецелесообразным. Латанная покра отлично катила...
Ночевательной полянки не встречалось. Уже и воду раздобыли, и в дневной план вписались, несмотря на возню с колесом, солнышко, подсвечивая оранжевым усы пшеницы, собралось укладываться, а ехали мы по населенке.
На выезде к озеру - вверх уходила негуманная дорога, которая оканчивалась у дачного домика, пустого. С медитативным камнем, с оборудованной площадкой со столиком для вдумчивого вкушения и с годными сходами к воде.
Стремно было ставить палатки прямо под домом, но мы решили, что по темноте по такой дороге уже вряд ли кто приедет, а утром мы быстренько свалим... Потому, приютились под стенами дома. Столиком не пользовались. Долгонько медититровали на закатные краски, разговаривая шепотом - округа - населена, по озеру сновали рыбацкие лодочки, во влажном воздухе голоса разносятся далеко - визита бдительных соседей очень хотелось избежать.

Глава двадцатая (3 августа)
велосипед 111 км 700 м набора
Первым магазином Söderhamn, предложенным нам мапс.ми для покупки покры, оказалась барахолка в виде супермаркета. Pабавные эти шведы.
Изначально Söderhamn был портом, где жители занимались торговлей и рыбной ловлей. О тех временах напоминает живописный канал, выходящий в залив Балтийского моря. Городом же поселение стало, когда была получена королевская привилегия и открыт завод по производству ружей.
Отыскав таки трушный веломагаз - втарились необходимым, переобулись, пообедали неспешно под деревом на лужайке и погнали на гору смотреть замок Oskarsborg Tower*.

**Oskarsborg Tower* появился по инициативе Густава Хультквиста, инженера и дирижера Седерхамнского певческого общества, который также спроектировал здание.
Чтобы собрать деньги для Проекта, он организовал большие вечеринки в 1893 и 1894 годах, которые были настолько успешными, что башня могла быть построена из кирпича, а не - как первоначально предполагалось - дерева.

Сперва слегка промахнулись и приехали к ратуше. И здание величественное и цветочков вокруг живописных много и вайфай бесплатный. Рай.
Но белый шпиль башенки так вызывающе торчал на фоне голубого неба, что к нему невозможно было не заехать. Причем мы с командором, не мудрствуя лукаво - заехали на самый верх, воспользовавшись дорожками для инвалидов. Приросли к седлам, наверное...
В Башню не пускали, но и с самой восточной горы открывается захватывающая панорама городка.
Едва мы выехали из города как прохудилось свежепереобутое колесо трека. оказалось что нам продали бракованную камеру - вдоль шва образовалось множество дырок. самое прискорбное было то, что магазин, в виду субботы - уже закрылся. еще более прискорбное это то, что на мой запрос с справедливым гневом, магазин так и не ответил. Пожалуй, надо им в паблик отвратительный отзыв изобразить.
О музейную плотину в Åänge споткнулись случайно: сначала даже и не сообразили что видим картину.
Зато потом, с удовольствием бродили внутри: в здании устроено что-то типа музея-школы со всякими древностями. Старый арифмометр, велики, хитромудрые санки, глобусы, неиграющие клавишные тоже были.
Латание колес отняло достаточно много времени, ехать к запланированному месту стоянки было долгонько, но ближе, по пути ничего не попадалось. Водой, по обыкновению, разжились у аборигенов, попутно заметив, что в доме у них было очень жарко. Мы бодро крутили и успели до дождя - как только палатки были расставлены и растянуты - хляби разверзлись.
Пляжик был снабжен длинными пирсами (это ж Балтика и она мелкая) для купания. Палатки мы примостили под деревьями, чтоб не сильно капало.

Глава двадцать первая (4 августа)
велосипед 103 км 350м набора
Солнышко ярко проснулось, украсило радугой озеро и сразу же спряталось за тучки, из которых периодически сеялся дождик.
Бродить под ним по сказочной инсталляции было атмосферно: маленькие избушки с животными, троллями, бабочками, баба яга - в сортире.
Наполовину разобранная железная дорога (рельсы уходили далеко в лес) с несколькими станциями. Так мы и не поняли - это все пока еще не достроено или, наоборот, приходит в упадок, или, может быть, просто требует генеральной реконструкции - которую неспешно и осуществляют...
Gävle означает "речное русло". Подъехали мы к нему по живописной дамбе, проходящей через дельту реки Testeboån.
Очаровали нас на въезде кварталы ганзейских домиков - складов. С удовольствием покружили по ним. Прям вот очень живо представилась купечская толчея, погрузка-разгрузка, коробейники и зазывалы средневековых городков.
Сейчас - пустынные и тихие - очаровывали гармонией деталей. Как и Sundsvall - Gävle горел несколько раз, но тут, при градостроительстве предпочтение отдали широким и прямым улицам.
Откровением стала и огромная велопарковка рядом с железнодорожным вокзалом.
Обедали на непросохших от недавнего дождя лавочках, вай-фай (пора было регистрироваться на рейс) ловили рядом в кафешке, чувствуя себя родичами любопытной вороны. Мимишный йоллопукки с козлом живо напомнил основную достопримечательность города: евльского козла*.

**Евльский козел, за больше чем полувековую историю своего существования, уцелел только шесть раз. В основном, огромное тотемное животное, которое делают из соломы в канун рождества и устанавливают на главной площади города, - сжигают. Причем, зачастую, заезжие иностранцы, полагающие сожжение - законным действием. Некоторые, пойманные на горячем, платят за развлекуху немалые деньги штрафа (до 100 тыс. шведских крон).

Шведские велодорожки пытали малиной. Врожденная украинская хозяйственность наполняла организм витаминами впрок, совершенно не учитывая, что он(организм), отнюдь, не верблюжий... А панорамы порожистой речки Dalälven - пытали дамбовыми сооружениями. Грандиозные плотины впечатляли. Особо долго медитировали на королевском променаде: лишенное воды ущелье впечатляло разнообразием каверн, выгрызенных бурной водой.
Чутка помедитировали на пляже в Marma. Сначала в глаза бросились затопленные столбы ЛЭП. Потом - печальная скрипачка. Место было очень душевным (почти ночевательным), несмотря на шумную семью беженцев, расположившихся неподалеку от нас. Но "график, у меня есть график!"...
Попытка разжиться водой в церкви не увенчалась успехом - из всех доступных кранов текла ржавчина.
Потому воду раздобыли у аборигена, поблизости. У него же уточнили где есть приличный хостинг. Воодушевленные, помчались в Strömsberg.
Городишко названия не оправдал, и, оказался некоей наглядной инсталляцией промышленного брука* 19 века. Блестящие воды Tämnarån связывают промышленные здания, поместье, жилые помещения и сельско-хозяйственные постройки на единственной в округе отреставрированной мануфактуре со всеми частями металлургического завода.
Живет здесь чуть меньше сотни людей. Чем занимаются - выяснить не удалось. Видели только двух местных, подстригающих живую изгородь и быстро свернувших свое занятие с заходом солнца.

*Брук - типичное явление эпохи индустриализации Швеции, когда возросший спрос на пиломатериалы в европейских странах повлек развитие лесопилок. Деревообрабатывающая промышленность успешно конкурировала на экспортном рынке с традиционным производством железа. Возникающий спрос, открытие новых мануфактур повлекли за собой развитие железных дорог - поскольку целлюлозные фабрики, лесопильни, металлургические и стекольные заводы находились, как правило, вне городских стен. Индустриализация шла сбалансировано: она ориентировалась как на экспорт, так и на внутренний рынок, на потребительские товары и средства производства.

Аккуратные здания, канал, плотина, музей (о! туалет с горячей водой - бинго!). Несколько стремно было располагаться прямо на скошенной лужайке в центре города рядом с причалом, но, по-обыкновению, решили не заморачиваться...
После ужина отправились с командором побродить по городку. Несколько зловещее зрелище.
Вот даже не знаю в чем было дело: или в глубокой тишине безветренных сумерек с отраженкой пустынных домиков, или безжизненный свет окон усадьбы на холме среди неубранной вырубки, или отблески заходящего солнца на часовой башенке.
Такая мирная (даже сонная) идиллия никак не укладывалась в прочитанную индустриальную историю Strömsberg...
Спали отлично. Никто нас не тревожил: ни живые люди, ни тени забытых предков....

Глава двадцать вторая (5 августа)
велосипед: 120 км 970 м набора
Полдня пробирались сельской глубинкой в Uppsala. Лесные дороги разнообразились полевыми.
Кроме забавной геометрии,
было замечено огромное количество сорняков в почти спелой пшенице. Шведы добавки в хлеб прямо на этапе выращивания, видать, закладывают. Высокие технологии, надо полагать. Было необычно видеть родную пшеницу с каменными островками, на которых ютяться сосны, посередке поля.
Васильки так вообще чуть ли слезу не вышибли...
Кафедральный собор, как маячок, манил и манил. Но ехали мы к нему как-то долго. Может потому, что выбрались на асфальт. Сильно растянулись. На повороте к Gamla Uppsala ждали командора. Почему-то решили не ехать смотреть могильные курганы - мол невысокие холмы, заросшие дерном - не сильно впечатляющее зрелище. К концу путешествия, надо полагать, народ устал от достопримов и нервничал по поводу: "а не опоздаем ли мы на самолетик?"
Оля решительно отказалась кататься по Uppsala*.

*Город раньше назывался Эстра Арос (в переводе — «устье восточной реки»)и возник еще в V веке. Современное название за ним закрепилось в 1280 году. Так случилось из-за страшного пожара в соседнем с Эстра Аросом городе, который шведы называли Уппсалой. Город сгорел дотла, а его название перешло к ближайшему населенному пункту — Эстра Аросу.

Потому мы сгрузили рюки в скверике, выдали ей сушку и горелку и оставили варить борщ, а сами налегке помчались разглядывать город.
Кафедральный собор строили аж 175 лет. Разрушался и реставрировался он не однажды. Снаружи - устрашающе-величественный, как и вся готическая архитектура. Это самый высокий собор Скандинавии, что неудивительно, ведь долгое время Uppsala была духовным центром Швеции. Внутренний интерьер был перестроен в неоготическом стиле - он мягче, не так устрашающ, бродить по храму приятно, несмотря на наличие гробниц.
Замок и парк - скромнее, конечно.
Понравились сторожевые башенки. Искусственные ландшафты не торкнули.
Ничем не привлекательное здание университета распространяло вокруг себя волны истории и осознание значимости места вызывало легкий трепет.
Мостики через Fyris-ån, кое-где - висячие деревянные набережные (вспомнилось Вилково)
- город удивительно эклектичен - тихие улочки соседствуют с современными многоэтажными кварталами и доминирует над всем - собор.
Перекусили борщом, заботливо сваренным Олей и покатили в Арланду. Что-то случилось с навигатором и командор, дабы не испытывать терпение группы и не создавать пробок в скоростном велодвижении Упсалы перевел навигатор в режим ведения и следовал указаниям голоса. Путь мапс.ми выбирал сам. Несколько странно и виттиевато. Где-то в полях, параллельно железке, желтыш словил передним колючку и, дабы не испывать судьбу, решили поменять камеру. Задержка встревожила Олю и они с Владом поехали вперед.
Камеру заменили, без приключений добрались до Арланды и, немного поплутав между терминалами, прибыли на свое место, откуда стартовали - уж очень там было душевно: отличный закуток с чудными лавочками и розетками. Весов только не было. Потому упаковались и поехали наверх - в зал отправления. Тут было очень сурово - каменные лавочки без спинок. Подремать на них толком и не получалось. Как на беду, еще и вай-фай капризничал. После полуночи перешли с Жекой в загородку какой-то авиакомпании - там были сиденья со спинками. Но часа через полтора туда же втиснулась шумная мусульманская компания и нам пришлось убраться.
Долетели отлично. На автобус из Борисполя в Днепр (очень понравился такой путь доставки себя и велов к самолету) не опоздали и даже успели перед отправлением выпить кофе.

Вместо эпилога:
Невероятно повезло с погодой.
Скандинавия - удивительная и волшебная.
Северная песня еще долго будет звучать в сердце.
Со времени приезда уже нарисовала пару планов и даже проработала паромную логистику.
С нетерпением жду новых невороятных встреч...


Немає коментарів:

Дописати коментар