пʼятницю, 18 жовтня 2019 р.

Меловые горы, Печенежская ривьера и осенние леса

Велопутешествие по осенней Слобожанщине.
Дневной поезд это всегда странно. Сожаление от потери светового времени смешивается с детской радостью путешествия. Особенно напряжно, когда на двоих - две верхних полки, где между третьими - велики. Как сурки в норках. Командор мудро проработал всю ночь и - дрых. Я же озаботилась книжкой и сериалом. Не бог весть что, но время скоротала.
Итак, в 16-40 мы выгрузились в Купянске и дружно решили, что уже накатались. Ну т.е. еще один паровозик будет уже совсем не в тему. Потому бахнули кофейка и накатили полтишок. Проводили солнышко, встретили луну - мир играл красками, ночь дышала свежестью. Очень кстати случился магаз - по обыкновению, мы втыкнули с водой, а в темноте шариться в поисках родника для утреннего кофе откровенно не хотелось. Тем более, что командор наметил стоянку наверху... Грунтовка резво бежала между Осколом и меловыми холмами. Никаких признаков троп, уходящих наверх не было. Что ж - до заветного места оставалось метров 150. Но - вверх: не то, чтобы совсем уж вертикально, градусов 30... Зато согрелись: желтыша выперли не разгружая. Кубик - разделили. Удивительная особенность площадки - несмотря на очень ощутимый ветер, на этом пятачке был почти штиль.
В общем через полчасика, под полной луной, вкушали заслуженный highland fox с вишневым соком под сырок и яблочко. Поход начался годно.
Ночью гулял в соснах ветер, шелестел высокой травой, баюкал. Пока мы спим, расскажу вкратце чего такого необычного в этой части нашей удивительной Украины

Итак:
Давным-давно (140 млн лет назад) тут плескалось море. Простейшие моллюски, состоящие из кальцита, умирали и формировали дно. Жили тут и хищники - белемниты. Эти головоногие моллюски имели плавники, крупные глаза, роговые челюсти, чернильный мешок и карбонатный ростр. А потом, (66 млн лет назад) случился катаклизм (мел-палеогеновое вымирание) и остались от белемнитов только "чертовы пальцы". Уникальность территории заключается в том, что окружающие ландшафты сохранились практически в первозданном виде (не подвергались воздействию людей). Эндемическая и реликтовая флора формирует специфические фитоценозы, в которых обитают уникальные твари. В общем - рай для "ботаников", усилиями которых и был образован Двуречанский нацпарк. Для простых смертных предлагаются пешие, водные и веломаршруты (так, по крайней мере, написано на информационных плакатиках). Дорог действительно - есть, однако по самим меловым холмам настоятельно рекомендуют не ходить, ибо это вредит флоре.

Фантастическое предрассветное розовое небо. Перетекание цвета: светлеет небо, блекнут краски в нем, проливаются вниз, на землю. Бег облаков, протаивание силуэта долины. Желто-оранжевые языки леса, залитые розовым холмы. Годное место наверху позволяло рассмотреть все окрестные панорамы, улавливая незаметные нюансы утренней симфонии. Радостно бегали туда-сюда, щелкали камерами - ну как обычно. Ах да. Кофе, под восходящее солнце, - тоже был.
Спускаться на дорогу утром по высокой траве было неизмеримо легче, чем подниматься наверх ночью. Хотя, казалось бы, - когда не видишь препятствия - можно считать что его и нет?
Дорога бежит между Осколом, повторяя все его петли, и меловыми холмами. Холмы - разные: белые, заросшие бурой травой, кустарником или сосенками.
Белые дороги в облака - лихие апхиллы, - позволяют в полной мере насладиться и цветовым решением и геометрией - синяя петля реки, пойменные заливные луга, разграничение типа леса: правый берег - лиственный, яркий, левый - зеленый, сосновый, монохромный. Контактное изучение географии - любимое занятие, ага.
Терн. Сизый терн. В который раз радуемся и облачному цвету, и терпкому вкусу. В нашем местообитании в этом году терна нет...
Новомлынск - с виду не сильно живое село. Справа - красивые обрывистые меловые холмы в соснах, удачно вписанные в арку двора. Слева - домик приверженцев коммунизма.
В Двуречной, в магазине, по обыкновению, расположились на завтрак, т.е. на обед. Потихоньку готовили нехитрую трапезу, когда приехал забавный дядька на мопеде. Долго и упорно расспрашивал нас откуда мы, куда и не надо ли нам чего.
Полагаю, близость границы была причиной повышенной бдительности дядечки: "наши люди в булочную на такси не ездят". Несмотря на мирный и доброжелательный тон, послевкусие от разговора с ним оказалось неприятным, и долгонько крутилось среди растревоженных пчел в голове. Пчелы тревожились потому, что времени было много, и километров до ночевки - тоже много, а очаровательно-созерцательная осень никак не располагала к ударному вкручиванию. Лейтмотив покатушки: никуда не спешим, свет есть, когда-нибудь - приедем. Догорание дня не менее чарующее зрелище, чем рассвет, но не такое энергичное.
Полыхает красным закат, выползает огромная оранжевая луна - хорошо! И хорошо весьма. Идиллия омрачалась только тем, что наша дорога почему-то шла в контролируемой погранзоне (о чем нам сообщили указатели). До сих пор не постигаю - с каких делов...
Внезапно узрели пожар в посадке. Полыхающие деревья даже с полукилометрового расстояния настолько впечатлили меня, что я тут же принялась звонить в МЧС. После троекратно повторенного объяснения кто я, где я, что вижу (со мной связывались представители разных районов в попытках выяснить на территории чьей епархии творится беззаконие). Сбросив блюстителям порядка фотку и геотег в вайбер, мы продолжили свой путь в Печенеги. Дамба красиво огибала оконечность водохранилища, хорошо было уже здесь и сейчас, потому, презрев явно рыбачью местность (а может поверив табличке, что лов рыбы запрещен), мы приютились на Печенежской Ривьере, меж двух деревьев. Остатки highland fox с яблочным соком, под яблочко же, послужили завершением дня. Ночью мимо палатки ходили люди:
- ой, смотри, - палатка!,
- а я и не заметил,
- не орите!
- извините, мы вас не видели.
Возможно их было больше четырех. Вылазить из палатки и проверять мы не стали, поверив дружелюбно-порядочному тону. Больше наш сон никто тревожить не пытался, но...

в голове роились мысли и я их думала:
Печенежское водохранилище соорудили в начале 60 годов прошлого века для снабжения Харькова питьевой водой. Печенежским оно называется по поселку, расположенному рядом с плотиной. Поселок же (да-да, кэп!) назван по племени кочевников, которые жили тут тысячу лет назад. С Днепром все это связано через печально известного Курю, порешившего Святослава на днепровских порогах. А, поскольку мы катались там, значит надо нам кататься и здесь. Получив, таким образом, стройное логическое заключение, остаток ночи спала без сновидений.

Утром мимо палатки бодро ходили рыбаки...
Кофе с шоколадкой - рассвет на море. Плеск волн, шорох листьев. Принятое было решение побыстрее свалить - растворилось в утренней неге. Разлагательность зашкаливала до такой степени, что мы решили ... позавтракать. Луково-яблочный гарнир с куриным филе. Вкусно.
Как ни пытались оттянуть неизбежное - к 9 пришлось выехать и направиться в Печенежский лес. В голове вместо умиротворенных пчел, бесновался "почти оксюморон": печенеги были кочевниками. Это ирония или сарказм называть море и лес - печенежскими? Командор метаний не понял: "Село ж называется Печенеги. Что тут удивительного и неправильного?"
А лес меж тем был чудным и с рельефом. Голубое небо и голубое море просматривалось сквозь поредевшие зелено-желтые кроны кленов, дубов, ольхи и ясеней. Дороги весело шуршали опавшими листьями. Удивительно, но почти не попадалось под колесами веток. Вот прям ухоженные лесные дороги. Офигенно.
На лихом спуске в Пятницкое под колеса бросались козы. Хорошо, что успела вовремя оттормозиться. Хозяйка нервной животины рассыпалась в благодарностях. На кордоне наглый черный кот никак не мог решить ласково мяукать нам или шипеть. Позировать категорически отказывался, изображая ртутную перетекающую каплю...
В Кочетоцком заказнике встретили кучу грибников с пустыми ведрами (у нас к тому времени была набрана кастрюлька зонтичных шапочек).
Несмотря на то, что мы благоразумно не стали хвастаться своим уловом, грибники посмотрели на нас не очень дружелюбно, явно наслав порчу. Нужный сворот дороги оказался в лужах, с сильно раздолбанными колеями и мы... поехали дальше. Почему-то не свернули в нужную сторону на следующем квадрате и спетляли в надежде срезать через сельцо Тетлега. Нужная дорога продолжала быть гадкой - в колеях и ветках. Потому петляли в поисках годных троп.
К Чугуеву выбрались после двух, оккупировали лавочку в Репинском сквере и славно пообедали остатками запасов из близлежащей кафешки. Хозяйка жаловалась, что не рассчитала с ассортиментом и количеством на праздники и извинялась за скудость угощения. Блинчики были, конечно, бледноваты, но зашли хорошо. Ещё и тефтельками их усугубили. Как-то сильно проголодалась. Бокалы, тарелочки, вилочки - сплошное ми-ми-ми...

Итак, пока едим, немного истории:
Поселение на месте современного Чугуева датируется 8-9 веком и жили в нем - аланы (на тот момент подданные Хазарского каганата). Основание города приписывают и Ивану Грозному, и первому Романову (Михаилу Федоровичу). Достоверно известно, что крепость была заложена в 1638 году именно по его приказу. И, поскольку поселение стало огороженным, стало быть город возник тогда же. Забавная игра слов, надо полагать. Город маленький, тесно связанный с историей Слободской Украины. Особо знаменит Ильей Репиным, рожденным здесь. Вот, как раз закончив трапезу, и сообщила родителям, что доехали до Чугуева и папа сразу потребовал фотку Репина в доказательство.

Не успели ловко выскользнуть из Чугуева чудным синглом, как "у нас зазвонил телефон". Терпеливо сидела и ждала когда закончится производственное совещание у Юрчика. День стремительно наливался предвечерними красками, но спешить было совершенно некуда - оставшийся полтинничек леса вполне укладывался в временные рамки даже и пешком...
Чуть напряг песок левобережья. Но как же чудно пахли сосны. Да и уши отдыхали от шуршания. Сплошной профит. Редкие клены на обочинах ярко расцвечивало заходящее солнышко. Рядом идущая ЛЭП в контре выглядела фантастичной паутиной. Однако контра сильно мешала ехать ибо нещадно слепила.
По обыкновению, командор хотел спетлять в надежде срезать с помощью мапс.ми. Рьяно не согласилась: если есть лично тщательно нарисованный трек, зачем искать какие-то другие приключения?
Сингл к Эсхаровской плотине привел командора в восторг, несмотря на петельку объезда турбазы. Сама плотина, в виду плохой освещенности, послужила ареной для испытания "рисовалки". Так, слегка иронично, называется тройная камера в новом командоровском смарте... Поскольку испытания - процесс долгий, а выбор ракурса и кадра - еще и творческий, есть время для очередного исторического отступления.

Так вот:
забавное "Эсхар" - это безыскусная аббревиатура: ЭлектроСтанция ХАРькова. Вообще, с этими аббревиатурами сплошные коллизии. Электростанция, про которую речь - работает на угле. И сокращение ГРЭС, в пору ее сооружения в 30-х годах прошлого века, расшифровывалось просто: Государственная Районная ЭлектроСтанция. Что было верно, но не отражало сути, т.е. принципа работы. Все меняется. Теперь ГРЭС означает: ГидроРециркуляционная ЭлектроСтанция, что не только соответствует аббревиатуре, но и отражает конденсационный принцип работы. Вкратце: уголь сгорает, нагревает воду, та превращается в перегретый пар, который под давлением поступает на турбину и там, расширяясь, крутит ее и приводит в движение электрогенератор, который и вырабатывает ток.
Расширение пара происходит за счет разряжения, которое формируется конденсацией пара. В общем, несмотря на то, что работает станция на угле, циркулирует в системе вода, что и вынесено в название. Ух. Кажись, с физикой я переборщила. Пора вкручивать...

На бывшую ракетную базу (пусковой комплекс С-200) вел через густой лес видавший виды асфальт, что в виду темного времени суток было приятно. А вот дальше началась заросшая и неухоженная лесная дорожка "ванька-встанька": наваленные деревья, в отличие от Печенежского леса, никто не распиливал и не убирал. В общем, покатушка перестала быть томной. Когда количество бревен, через которые приходилось перетаскивать груженный вел, перевалило за второй десяток, я согласилась на предложенный командором план покинуть сию юдоль слез ближайшим путем. Конечно же, опасения от предложенной мапс.ми дороги у меня были, но она была длиннее всего на 2 км (8 км леса и 12 км асфальта, против 12 км леса и 6 км асфальта нарисованного), а перетаскивание желтыша через бревна утомило мою спину.
Лес стал редеть, дорога улучшилась: завалы сменились редкими лужами.
Внезапно возник забор. Он окружал нас с трёх сторон и был снабжён закрытой наглухо калиткой. Радовало то, что калитка вела наружу, а не внутрь, потому, поколдовав над ней некоторое время, Юра выпустил нас в мир из этой странной закрытой (вероятно недавно: забор и калитка новенькие) территории. Вздохнув, я решила, что, кажется, пронесло. Рано радовалась. Следующие два километра были сплошными... говнами. Откуда в такую сухую осень столько луж и расквашенных колей? Погрузившись левым тапком по щиколотку в мерзкую жижу я почувствовала себя очень несчастной #яжедевочкой. Предыдущие чудные два дня блекли перед этим скользким и противным месивом. Сетовать можно было только на себя, что я и делала, не особо выбирая выражения, отдельно налегая на брань в сторону этой гадкой мапс.ми.
Кое-как отчистив грязь с тапка в ближайшей луже с твёрдыми берегами, смиренно покрутили дальше. Справедливости ради - асфальт вдоль Северского Донца был неплох. И машин на нем не было. Что радовало.
В Змиев приехали около 21 и с несказанным удивлением обнаружили, что вокзал тёмен, пуст, наглухо закрыт и снабжен табличкой, что работает он с 5-30 до 17-30. Такой подставы мы совсем не ожидали и под кофе принялись мучить карту. Не то, чтобы на улице было совсем уж холодно. Что-то около 13 градусов. Но перспектива сидеть на лавочке до 4 утра не прельщала. В 1,5 км от вокзала нашелся жиденький сосновый лесок за заправкой. Там, в стороне от диагональной дороги и тропинок, мы поставили домик и мирно проспали 5 часов в тепле и уюте, как и было предусмотрено первоначальным планом.
Прикатили на вокзал, разжились в знакомой кафешке кофе. В ожидании поезда гадали: "а где же будет наш 26 вагон?". К счастью, диспетчер на вокзале все-таки был. И о том, что поезд приходит на 4 путь и нумерация начинается с головы, нам таки сообщили по радио. И мы успели перебраться к нужному пути. Вагоны быстро мелькали, мы быстро ехали, но оказалось что перрон заканчивается на 23 вагоне. Поскольку остановка в Змиеве - двухминутная, слегка напряглись. Но проводница 23 вагона ласково нам гаркнула: "а ну быстро залезайте!" Потом, она, правда, осознала что мы с великами, но своего решения не отменила. Через 5 секунд после забрасывания нас в вагон поезд тронулся. Фуф. Никогда ещё не носили спакованные велики через два вагона. Прикольно, чего уж. Упаковка и переноска заняли у нас 25 минут времени. Как раз успели до Харькова - ловко избежав потока выходящих студентов. Мирно проспали до Днепра.
Странный он, этот поезд. Но это я уже говорила, не так ли?)))

п.с.
очередной кусочек Слобожанщины подарил нам массу осенних красок, необычных ландшафтов, эмоций, динамичных синглов, шуршащих дорог. Что ж - спасибо! и до новых встреч!

фоточки лежат тут

Немає коментарів:

Дописати коментар