понеділок, 2 липня 2018 р.

Приингульский

Как мы с девочками езили на великах смотреть Приингульский нацпарк

"Я ненавижу свет однообразных звёзд
Здравствуй мой дивный бред..."

В общем-то, постфактум, не такой уж и бред, как оказалось. Ну я видела прогноз погоды, но меня не отпугнула формулировка "кратковременный дождь, гроза". А собственно план созрел достаточно давно - неизведанный нами кусок понтийской степи с гидрологическим заказником, женским монастырем и балочным рельефом с гранитными выходами... Но вот логистика к нему не складывалась: электричка приходит либо ночью (ок, но это же Кривбасс, детка: чтоб доехать до ночевки, надо километров 30 одолеть) либо почти к полудню... Есть ещё поезда, ага. На юга. А сильно наперед планировать у меня получается только самолетные покатушки...
Нарисовала было план из Кропивницкого. Очень логичный (обязательно скатаем). Но опять- таки уткнулась в отсутствие билетов на нужные паровозики в нужные даты. В общем, после нехилых метаний, остановилась на электричке до Кривбасса: дней аж четыре - так что фиг с ним, со стартом в 11.
Выгрузились. Удивилась, что станция не конечная (дядечка в электричке бодро объявил следующую). Глянула в трек. Офигела: таки да, надо было ехать дальше, ну что ж...
Лишние десять километров - для трио смелых ворон - не крюк...

"...Башни стрельчатый рост!"
Вот сильно арселлоровские домны впечатлили: тихая улица, трамвайчик по ней бежит, а в конце - такая себе промархитектура. Ух!

"...Кружевом, камень, будь,
И паутиной стань..."

Мостик был вполне себе стационарный (я как-то поднапряглась,  когда на загруженной осм-карте его не нашла и тречка моя аки посуху по воде штурмовала Ингулец. МОПРовские скалы порадовали. И не только видами, но и железистокварцитовой сланцевой структурой. Прикольные тяжеленькие граненые цилиндрики с блеском под ногами...
По Карачуновской плотине, оказывается (да-да, кэп!) проезд запрещен. Зато мы годно осмотрели Белый Водопад и снизу, и напротив - с железнодорожного моста. Затянуть на него велики с баулами было бы тяжело, если б не случился какой-то сердобольный местный. Он ещё предупредил, чтоб мы варежки не сильно разевали, ибо поезда бегают раз в двадцать минут. Карачуны встретили мощными завалами людей и машинок, но мы все равно нашли пустынный уголок, чтоб искупаться. Прохладная вода подбодрила: поздний старт третировал негуманной жарой. Ввечеру добрались таки до овражно - гранитных степей.
Особо понравилось как ловко выпутались из дорожных лабиринтов: вот же оно нужное сельцо, в паре километров всего! Но оказалось, что высится оно на противоположном берегу Ингула. Хорошенько пришлось вкрутить по балочкам с живописными прудами... Захостились в придорожной посадке среди бескрайних и безлюдных полей. Дождь пошел как только домик был тщательно растянут. Ужин, по обыкновению, заменили чаем, при этом мне удалось не спалить домик, разжигая горелку под дождем и на ветру...
Ночью поливало, но не сильно. Утро было свеженьким, прозрачно-безоблачным. Против опасений дорожки остались вполне проезжаемыми. Для проверки этого мы лихо спетляли в надежде срезать.
Цепь прудов с водой и без, пасеки, разноцветное разнотравье - офигенные картинки, жаль только, что не сильно продвинули нас к цели...

"...Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань..."

Молнии прочерчивали небо и вертикально, и горизонтально. Ветвились. Змеились пучками. Катить степью с такими видами ещё не доводилось. Грандиозно. Непередаваемо. Сестре было ссыкотно заезжать на холмы...
Полчаса ливня и, блестящие черные дороги мощно мотаются на колеса, хороня надежду увидеть Монастырище. И, хотя резвая тетечка с мопедом в поводу(словила гидроудар) рьяно советовала нам пробираться вдоль воды (ну выпихаете каждый велик вдвоем на холм) мы не рискнули опять окунаться по уши в говна сразу после того как искупали и себя и коней на Ингульском мосту, втиснувшись между стаей гусей и стадом коров.  Гранитные сбросы видели издали и промельком, с годной сухой рельефной дорожки с шелковицей и абрикосами...
Вечер на берегу водохранилища в виду острова был благостен. Наплавались от души. Утром встречали солнышко кофе. Выехали в 6-30: раньше не смогли, мешал непросыхающий тент.

"...Будет и мой черед...>
Чую размах крыла..."

Монастырь порадовал приветливой монашкой, ненавязчиво обрядившей нас в юбочки и платочки. Перчатки велела снять, ибо в них нельзя креститься. На замечание, что нам-де и не надо, мол - нехристи мы, улыбчиво отпарировала - не беда, если готовы - мигом организуем...
В виду относительной отдаленности монастырь сохранился с начала прошлого века почти в первозданном виде. Привели его в порядок относительно недавно, сейчас - достраивают пределы для паломников. Место очень живописное - храм парящий в изгибе Ингула...

"...Так - но куда уйдет
Мысли живой стрела?"

Уяснив очевидное, что прибрежные дорожки по балочкам непроезжаемы, решили не геройствовать, и, при случае, осмотреть все каменные изыски Софиевского водохранилища с воды, ведь тут SUPовский рай! Ловко выбрались к окраине Софиевки и, получив отменную инструкцию у местного, перебрались через подвесной мостик к усадьбе Тропининых.
Невзрачное запущенное здание красного кирпича расположено в очень живописном месте на скальном берегу, а чуть поодаль Ингул дарит необыкновенности: в пятидесяти метрах друг от друга обрывистый скальный и глиняный (ох этот дивный оранжевый цвет) берега. А еще чуть поодаль вполне себе пасторально пасутся коровы. В виду жарких погод - прямо посреди речечки...
Абрикосовой дорогой вдоль гранитного карьера вернулись к водохранилищу. Почему-то не глянулось купательное место, нижняя лесная дорога сулила сильную влажность (мы стали недоверчивы к ощущениям и все неприятности с покрытием проверяли лично), потому вернулись и поехали по верхней - твердо решив, что обратная петля трека, идущая полями - это не наш путь...
Дорога потерялась, но очень забавно - ее затопило черноземом с полей. Узкая машинная колея змеилась бортом холма, а дивные напластования заполонили основной тракт. Впервые видела такую мощную эрозию. Ясное дело, такой расклад несколько насторожил нас, особенно когда ливанул ливень в аккурат, как мы выбрались на накатанную грунтовку. Бодро катили по ней: зад с баулом надо было поднимать (ибо у меня, например, колесо намертво блокировалось спустя пару метров). Семь километров пшеничных полей - и вот он, благословенный асфальт!

"...Или свой путь в срок,
Я, исчерпав, вернусь..."

Почему-то на асфальте не было эпичных луж, в которых можно было бы помыть велики. Потому слегка освободив трансмиссию (чтоб колеса крутились) и контакты (чтоб можно было встегнуться) с ветерком помчали, разбрасывая налипшие говна по чистенькой трассе. До Казанки - идеальный гладенький асфальтик. Практически пустой. После - ямочное направление Н-11 было очень искусно обрамлено скоростными накатанными грунтовками. Даже некое подобие развязок на них наличествовало!
Скорость передвижения внушила мысль: "пятилетку - за два года!", потому на ночь приткнулись на уютной полянке в придорожной посадке. Как оказалось - очень вовремя и место сносное: налетевший ураган и ливень с градом слегка напрягли даже меня. Впрочем катаклизм был недолог - через полчасика ливень стал обычным дождем и мы мирно заснули, поставив будильники на три...

"...Там - я любить не мог,
Здесь я любить боюсь..."

В предрассветной мгле не капало, что сочли добрым знаком. Не мешкая, без традиционного утреннего кофе собрались и двинули на электричку. Летели птицами - потому проигнорили кошерный путь без рельефа и лихо покатались Кривбассовскими горками по дороге к вокзалу. В низинке отхватили какого-то ядовитого влажного облака...
Немалый ажиотаж произвели в вагоне, упаковывая в него грязные велики. Мирно дремали под неспешный путь домой среди полей под зловещими тучами...
Во сне то мелькали изумрудные подсолнечниковые поля с редкими желтенькими торопыгами, то шелестела на ветру блестящими волнами кукуруза, то гранитные выступы нависали над неглубоким, но резвотекущим Ингулом, то рябью ломало зеркальность водохранилищ и речки с чудными названиями змеились в ярах.;
Даже во сне Степь жила своей жизнью, а мы лишь немного подсмотрели ее красот и чудес...
п.с. Все смысловые совпадения со стишем О. Мандельштама - случайны.