пʼятницю, 20 травня 2016 р.

М.И.Р*.: Турция, май

Велотрип в Каппадокию.
*М.И.Р. - модуль иной реальности (из В. Головачева)

Мы едем, едем, едем...
Не то, чтобы логистика была совсем уж негуманной: поезд, велом в аэропорт, два перелета, автобус... просто на этапе автобуса было непонятно: успеем ли? Обещанных Маринкой россыпей перевозчиков в аэропорту не нашли, тщательно обыскивать все уголки огромного Ататюрка было недосуг, потому традиционно спустились в метро и поехали на автовокзал. В суете забыли в аэропортовской тележке релаксирующую бутылочку из дьютика...
На выходе из метро традиционно были встречены суетливой кричащей толпой зазывал, и, несколько опрометчиво, поддались на их уговоры. Дело в том, что ещё в Днепре, рассматривая расписание автобусов, было понятно, что выбор автоперевозчика будет производится по месту: на рейсовый автобус МЕТРО в Невшехир мы не успевали.
Угнездили велики в автобус с вывеской "Анкара",  раз пять переспросив: а точно ли довезет он нас до Кайсери? Время тягуче медленно ползло и наконец, к часу ночи, автобус стартовал прочь из ночного Стамбула: потрясающий освещенный мегаполис - и без снующих толп людей! Следует заметить,  что дороги вовсе не были пустыми и босфорский мост в огнях машинок выглядел грандиозно-фантастически. Нетрадиционная стюардесса (как правило, в турецких автобусах стюарды  - мужчины) несколько невежливо предложила кофе с печеньками, после чего мы таки заснули, слегка утомленные перипетиями первого дня путешествия.
Автобус незаметно катил 100+ по изумительным турецким дорогам, останавливаясь на автовокзалах, утро забрезжило, однако не запахло кофе, мы стремительно приближались к столице.
Столицей Анкара стала сравнительно недавно, в 1923 году,  хотя город существовал ещё с 7 века до н.э.: удобное расположение на пересечении торговых путей обеспечивало его развитие. Особо выделяется середина прошлого века: разработка железорудных и каменноугольных бассейнов Карабюка и Зонгулдака подстегнула развитие промышленности города, что в свою очередь потребовало совершенствования инфраструктуры. Это вылилось, с одной стороны, в создание промзон - что несколько упорядочило хаотичное нагромождение мелких и средних предприятий, с другой - в активную гражданскую застройку. Результат налицо: нарядная, с иголочки, Анкара - с небоскребами причудливых форм, жилыми домами разных оттенков, разбавленная зеленью и цветами...  Из проезжаемых промзон особо запомнились только цементные заводы: все никак не могла взять в толк: а нафига там трубы?  Благодаря вики обогатилась: оказывается, для производства цемента сначала спекают клинкер (силикаты кальция), и лишь потом тонко мелят в смеси с гипсом...
В Анкаре случился неприятный эпизод: автобус  таки ехал только до столицы и тут нам необходимо было пересесть на другой. Понятное дело, что про пересадку нам сообщили только а Анкаре. На турецком. Очень настойчиво. Группа недоумевала со сна и очень не спешила покидать транспорт. Результатом было то, что два предприимчивых турка  ловко забросили наши велики и баулы на тачечку и  лифтом перебрались к нужному терминалу, где  ждал автобус до Кайсери.  надо ли уточнять,  что за услуги носильщиков пришлось платить?)) навязчивый сервис ненавязчиво превращал нас в лохов, которые платят за каждый чих...
однако, мы въезжали в земли Каппадокии - и стратовулкан Эрджияс, подаривший миру долину Гёреме, парил ледниковой шапкой на горизонте.
еще с первого нашего посещения Турции доставлял тот факт, что в мусульманской ныне стране, находятся почти все главные византийские и христианские святыни, более того, многие святые вышли из этих земель - святая Нина отправилась проповедовать в Грузию именно из Каппадокии, да и Георгий Победоносец был выходцем из этих мест...
В Кайсери решили не геройствовать и подъехали до Гёреме автобусом)).
Итак, спустя сутки и девять часов мы оказались в точке старта веломаршрута, преодолев в общей сложности более 2500 км.
собирали велики и пялились на уникальный каппадокийский вулканический ландшафт эрозированных туфов. местность эта была сформирована вулканическими извержениями еще в кайнозое, и с тех пор  вода, ветер и суровый континентальный климат, образовав искусное скульптурное трио, вовсю ваяют причудливый узор дырчатых пиков, каменных грибов, формируя затейливые многоэтажные полисы и замки.
ландшафт холмист до чрезвычайности, что вызывает некоторые трудности перемещения на велике с баулом. поэтому, одолев... километра два)), забравшись на горочку с отличным видом долины и ее причудливо выветренного противоположного борта мы ... захостились на ночь))

шары. такие шары!
утро началось раненько. и даже не со звона будильника)) разбудил нас равномерный гул. похвалили себя за предусмотрительность в выборе места ночевки, и, .... в ожидании зрелища, Братусь сварил кофе. светало, на горизонте стали подниматься первые шарики - процесс появления очень напоминал нанесение гугл-меток на карту: на светлом фоне возникает темная запятая.
вместе с шариками начинает вставать и солнышко, окрашивая долину в оттенки розового - и добавляя света, проявляя разноцветность гигантских куполов, которые ветром устремляются к нашей стоянке!
оживление и восторг от зрелища непередаваемы. люд в корзинках (было откровение, что их там - как килек в банке - от 10 до 20 человек!), подогретый адреналином полета (языки пламени, которым управляет гондольер - доставляют) вовсю фотает нас - с утренним кофе и халвой. мы - их: ибо зрелище нетривиальное: когда мимо скалы, буквально в метре от нее, проплывает величественный гигантский аппарат!
позавтракали и покатили. не знаю почему, но всегда в таких вот туристических "мекках" меня усиленно терзает социфобия. а еще... некоторая досада на людей: предприимчивые турки вовсю обустраивают полости - создавая комнаты со всеми удобствами в уникальных, хрупких и в общем-то защищенных  ЮНЕСКО объектах... люди жили тут не одну тысячу лет, так или иначе приспосабливая естественный ландшафт под жилье,
 просто сейчас, цивилизованными методами это делается чересчур напористо и нахраписто (имхо). однако не буду брюзжать)) туфовые многоэтажки впечатляют.
равно как и отдельно высящиеся замки-колоны. и борт долины, изрешеченный входами-выходами, словно гигантский кусок сыра - удивляет своей масштабной причудливостью.
внезапно оказалось, что дальше наш трек идет... по ручью. то ли дорогу весной заливает, то ли просто тропинку подзатопило, но ехать не получалось - каменистое дно устилали водоросли - сплошной скользкий каток! идти по нему в контактах было неудобно, но жутенько прикольно: каменное русло, прохладная вода, яркое солнышко, борта в изумрудной травке и цветочках - идиллия, одним словом.
до запланированного обеда не доехали - герметик в заднем колесе жанетты не смог справится с проколом. нашли жиденькую тень под оливой и расположились там. однако водохранилище Дамса  манило прохладой, потому, спустившись к нему после обеда, быстренько освежились. поодаль стояла машинка с турками, что сочли несущественным...
петляющая долиной дорога  подарила  виды очередных образований: на сей раз в виде грибов. глядя на чудесным образом балансирующие глыбы на верхушках, невольно ловишь себя на мысли об устойчивости этих исполинов.
передохнув на асфальте,
уходим на грунты и через некоторое время - спешиваемся. несколько негуманный уклон не позволяет крутить вверх)) апхилл суров, но заканчивается совершенно очаровательным ровным пятачком с родником и отличным обзором пройденного пути. подкрепляемся печеньками, втариваемся водой и... крутим дальше по плоскогорью: изумрудные поля ржи перемежаются каменистым такыром с одинокими оливами.
под одной такой оливой, в поле ржи с видом на ледяную шапку Эрджияса мы и примостились на ночь. покоя не давали микромаки: размером с ноготь они дразнились красными пятнышками в зеленом море.

шоссейный романтизм
традиционный утренний кофе с халвой был разбавлен звоном овечьих бубенцов, хотя отара проходила далеко от нас и даже собаки не захотели бежать к нам знакомится))
переехать из одной горной системы в другую решили асфальтом - неустойчивая погода  со срывающимся дождем и свежим ветром корректировала планы.

очаровали совершенно непафосные и безлюдные окрестности села: на нижних ярусах пещерки явно активно эксплуатируются как холодильники. на верхних - кое где сохранились ступеньки и двери. еще тут разжились диким чесноком.
Борисович лихо купил горелочный бензин: тыкая пальцем в заправочный автомат и, для верности, давая нюхнуть заправщику  колбу.
напротив заправки турчанки выбивали шерсть. неспешно, методично, размерено - пожалуй единственный случай за все путешествие, когда наш проезд мимо не вызвал никаких эмоций.
в общем, цельный день бодро катили асфальтом сквозь неслабую встречку.
нашли море бесхозных яблок. были крайне возмущены бесхозяйственностью. за неимением большого объема в рюкзаках усиленно запихивали яблоки в себя. объелись...
асфальт и ветер слегка подзадолбали. к ним то и дело пытался присоединится дождик. но, к счастью, в мусульманской стране "на троих" не складывадось)) сворот на грунтовку оказался тоже асфальтовым - но стало полегче - борта дороги украсились дивными фиолетовыми колючими шапками-цветами.
захостились в низинке у ручья на раздорожье - между поселком строителей и собственно стройплощадкой ветряков. рядом паслись некрасивые лошадки, противоречие, однако!)) /"каппадоккия" в переводе в персидского: страна прекрасных коней/. одна - с привязанной шиной.
ночью капало...

"до стоянки - 4 км. по птичке..."
традиционные кофе, халва и овечьи бубенцы: доброе утро, Турция!))
дорога дразнилась камнеломкой в скалах и восхищала снежными шапками в горах.
осмотрели обрушенный рудник. рядышком серебрился новенький подъемник и с территории шахты выбрался к нам дядечка. с явным намерением убрать нас с объекта. впрочем мы уже все осмотрели и сознательно покинули шахтерскую юдоль.
слегка втыкнули с поворотом, зато помыли ножки в броде. и потихоньку покрутили на перевал.
впрочем, после первого взлета временами крутил только командор. все же остальные с воодушевлением катили потяжелевших коней вверх. вот и восхищающие снизу снежники: наверху выглядят вовсе не так нарядно. кроме того от них веет прохладой, что при пасмурно-дождливом деньке вовсе не радует.
особо поражали... мотоциклисты. мало того, что две трети ездят без шлемов (некоторые ваще везут их на руке!!!), так еще и на спусках едут накатом. накатом, Карл! на горной, каменистой, слегка мокрой дороге. жжжесть!
перевал встретил дождиком. однако церемонию посвящения в горные велотуристы сестры и Жени - провели. ненуашо? честно отработанные 2182 м над уровнем моря!))
даунхилили осторожно в виду мокрости - дождик шел всего с полчасика, но было скользко.
внизу на желтой полянке рядом с веселенькой змейкой ручейка пообедали - тут была ветровая тень и в моменты, когда проглядывало солнышко, накатывала райская нега))
яйла радовала рельефом
и видами, особо медитативными оказались можжевельники в серых сланцах: издалека горы плоских больших камней выглядели песочными замками...
очередной водораздел меняет ландшафт: каменное царство, вырубленная в камнях дорога знаком интеграла опоясывающая пронзительно-зеленые, умытые дождем полянки...
и снова - дорога по яйлам. дело к вечеру. чувствуется усталость - и физическая, и моральная - разнообразие восхищающих видов зашкаливает эмоции. к тому же заканчивается вода.
Командор в очередной раз подбадривает группу: "до славной стоянки с водой всего 4 км". но группа не ведется. поскольку фраза звучит уже в третий раз...
на узенькой дороге в лучах заходящего солнца вынуждено отдыхали: навстречу нам поднимался трактор с тремя прицепами и тощим псом. такая вот кибитка перевозила семью пастухов, их нехитрый домашний скарб и избранных маленьких овечек(козлят) на новое место. разрывом всех шаблонов было активное фотанье обитателями кибитки нас и великов на смарты)) ну как обычно: мы - их, они нас. что слегка разрядило накаленную обстановку.
потом, чуть ниже по главному тракту  пришлось пережидать прогон стада овечек. и вот, почти внезапно, мы приехали: ровненькое зеленое подстриженное плато с источником и речушкой, вытекающей из нее. тишина, подсвеченные закатным солнцем облака и... дорожный указатель!
радость омрачало только предчувствие простуды. втарилась фервексом и горячим чаем...

в японском стиле
утром стало понятно, что заболела: текущий нос, температура, все дела(( запила кофе фервексом и в ожидании, что полегчает, бодро начали день грандиозным спуском по ущелью.
вообще, как ни странно, запомнились именно даунхиллы, хотя работали, естественно!, больше на аппах... в некоторых местах я просто восхищалась сестрой (а она - сама собой) - ибо то, что по этим грандиозным каменным россыпям можно ехать на велике (причем на велике с баулом) она вряд ли даже догадывалась до этого похода))
каменные борта ущелья, кое-где тронутые альпийской растительностью,  постепенно расширяясь, обрастали хвойным лесом, долина запиралась снежными пиками Аладалара, а внизу, на призрачно-ровных клаптиках возле реки вовсю колосилось нечто ярко-зеленое, злаковое. хоть мы и увидели минитракторик - все равно оставалось загадкой как на этом рельефе можно пахать. к тому же почва - сплошные камни. чудеса!
в Улупинаре захотелось нам разжиться обеденным хлебом. но местный дядечка уверил нас, что магаза в селе нет и взялся порешать вопрос. минут через 20 принес мешок тонких лавашей, слегка влажных. отдал бесплатно))
а мы покатили дальше - в Капузбаши.
само селение оказалось слегка неприветливым, сельмаги не содержали ничего годного в пищу велотуристам. потому, схарчив по мороженке, поехали на водопады. за проход по нижней тропинке (метров 200 вдоль воды) запросили аж по 4 лиры с души. поскольку "большое видится на расстоянье" не стали спускаться - сверху, с дороги, фотать грандиозные потоки воды, вытекающие прямо из скал было гораздо сподручней))
докупили хлеба и набрали воды, груженные поехали работать апхилл в поисках годного места для обеда)). меня температурило и колбасило, ехалось плохо.
обед не запомнился. по отголоскам - народ растревожил в поисках классных точек съемки пчел и был покусан...
дальнейший подъем я помню совсем плохо: сознание куда-то уплывало и приходилось то петь песни, то просто мотать головой, чтоб не выключаться. грунтовка была хорошей, шла траверсом по склонам вверх и ровное место стоянки виделось очень проблематичным. но Борисович бдел и высмотрел отличную площадку внизу. спуск был несколько негуманный: отдельно велики и рюки, но оно того стоило. бонусом - на дороге рядом был источник.
получилось что-то вроде полуполудневки: поставили палатки и занялись втыкательным, благо место располагало)) шум реки едва угадывался далеко внизу, вокруг стояла немного зловещая предгрозовая тишина, воздух наполнен был ароматом хвои и вокруг были только горы.
еле доползла до вершинки хребта и завалилась там спать на коврике, укрывшись низкими грозовыми тучами под неусыпной охраной Борисовича)).
температура добавляла сюра: казалось, что я парю над ущельем, взлетая выше и выше: нефритово-белая река и охристо-оливковые горы постепенно переходили в монохром и исчезали внизу... идиллию нарушил собравшийся дождь. шел он и ночью. даже сделал попытку проникнуть к нам в палатку, но был остановлен командором на подступах))
а утро было влажным. туман клубился, сползал, окутывал, парил, таял... различные оттенки серого подчеркивались контрастными соснами а идеальный конус пика напоминал ...Фудзи. и пусть пик перед нами был низок и не заснежен, но созерцательность места и времени была чисто японской))

как вам не стыдно есть апельсины?))

сделали с утра перевальчик и покатили траверсами вверх-вниз. иногда встречали лесорубов, приводящих дорогу в порядок. хозяйственные турки чистят бревна от коры сразу, загружают в машинки забавным погрузчиком с клещами. когда бревно выскальзывает из погрузчика становится боязно))
обедали перед въездом в царство ГОКа: пятачок-полянка рядом с речкой был манящим, да и сломанную спицу Братусю надо было поменять.
с полянки дорога идет вдоль реки а по бортам явно видны следы древних выработок. грандиозное каменное царство.
чуть ниже доехали и до современного ГОКа. что интересно - даже углядели там золотопромывочное оборудование. краснота почв
наконец-то перешла в красноту маков: открывшаяся широкая долина дышала негой и покоем и только собирающиеся грозовые тучи да ворчащий гром вносили дисгармонию.
нам предстояло решить трудную задачу выбора дальнейшего пути: спускаться предгорьями сейчас или переехать через долину к следующему хребту. погода сделала выбор за нас - долину быстро окутывали черные тучи, потому мы поспешили наверх, в поселок Аладаг. пока группа пополняла запасы провизии в супермаркете, мы с сестрой  мучились дилеммой: являются ли выставленные за пределы магазина ящики с апельсинами некондицией или нет? кипрский опыт подсказывал - да, однако врожденная стеснительность мешала набросится на оранжевое счастье без спросу. сестра отважилась уточнить на кассе. таки да, апельсины оказались дармовыми. девочка даже хотела ножик предложить для облегчения чистки... ха! какой там нафиг ножик)) сначала мы втарили апельсинами рюки (нет-нет поход не был голодным, но ведь это же апельсины! бочками...) потом, обступив урну, принялись паковать апельсины в себя. и только ОлькО чувствовала себя как-то неловко и стеснялась. что, впрочем, не мешало ей уплетать апельсинки))
на выезде встретился винный магазинчик. решили попробовать. тем более был годный повод - дни рождения Инны и СерГа.
хостинг нашелся недалеко от села - то ли вырубка, то ли свалка, то ли заброшенный сад камней - фиг его разберешь?)) дождик то срывался, то прекращался (долина по прежнему была зловещей и черной, и там периодически раскатисто бурчал гром). пока приводили себя в порядок Братусь разжился совершенно новым заварным чайником, нераспечатанной пачкой чая и рафинада и шестью (щестью, Карл!!!) бардаками в упаковке, сиречь стаканчиками-тюльпанами, из которых турки пьют чай... Олины протесты (а вдруг это чье-то?) были отвергнуты начисто.
накрыли стол, разлили вино (кста, совсем-совсем неважное. все таки мусульманская страна ж, какая тут культура виноделия?!), написала праздничную смс Инне... в общем славно так поужинали, да.
ночью и утром шел дождь. сборы под дождем - не очень приятная штука,  но где-то в тучках угадывалось солнышко, а на выезде наверх, на перевальчик, гулял свежий ветерок, что обещало быструю просушку. тут раскапризничалась моя передняя стертая покра. решили не мучить ее больше и сменили на новенькую. итак пять лет верой и правдой каталась по странам и континентам. пора и на покой. правда сразу выбросить все же не рискнула: задний-то смартсэм тож немного подгулявший, с боковыми царапинами. решили повозить до моря - там намечался чистый асфальт...

тропический ливень в горах и турецкое гостеприимство
дорога петляла долиной - поля поспевающей пшеницы, оливковые рощицы, фруктовые сады. потом забралась в предгорья: дивный мегаэпичный сад камней!
тут были быстрые черепашки))
первую половину дня ехали преимущественно вверх. как-то пытались убежать от дождя. но он нас таки настиг на выезде из деревеньки Черитлер. мы как раз проезжали мимо лесопилки - столярной мастерской: штабеля досок, станки и вычурный резной стульчик сверху. хозяева любезно разрешили нам переждать под крышей. и тут небесные хляби прорвало - самый настоящий тропический ливень бушевал за пределами нашего укрытия. сначала хозяева предложили нам стулья и уточнили, не откажемся ли мы от чая. потом, годно рассудив, что с турецким у нас неважно, вызвали девочку-подростка, немного владеющую английским и... пригласили нас наверх, в дом. мол тут холодно, а там вы сможете погреться. вот тут стало неудобно всей группе и только Оля чувствовала себя более-менее уверенно)) на втором этаже уже был для нас накрыт стол! ну т.е. разложена на полу скатерть-самобранка)) тушенные овощи, два вида хлеба, зеленый лук и острый перец, йогурт-приправа и яичница-болтунья. в общем - царский обед. не знаю как всем, а мне было очень неловко: потому как поговорить с людьми не получалось, а кушать просто так - без беседы, было как-то странно. с нами разделил трапезу только хозяин дома. пара девочек и хозяйка помогали сервировать стол, но с нами не кушали. ливень за окном начал потихоньку спадать - когда нам подали чай. естественно - из бардаков. его, конечно, можно пить вечно, но неловкость молчаливых улыбок уже напрягала, потому поспешили убраться, повторяя на всех доступных языках "спасибо".))
дождик уже не лил, а лениво капал. всех неприятностей - на спусках скользко. еще какое-то время дождь пытался гнаться за нами, но мы спускались вниз, а он зацепился в горах.
выглядело очень зловещенько: горы сходили в серые силуэты, а потом, окутанные черным исчезали вовсе. внизу нас ждал олеандровый рай: обе стороны дороги утопали в розовых позитивных цветах.
иногда их разбавляли филигранные алые колокольчики граната, радовали незнакомые пучки зеленой травы с желтыми цветочками сверху.
воду и еду пополнили в придорожном магазинчике в Элендже. было многолюдно и как-то неуютно: турки откровенно пялились на нас...
сельцо стоит на одноименной речке, которая впадает в водохранилище Чаталан. котловина его имеет очень причудливую форму и питается кроме Эленджи еще и речкой Сейхан. что любопытно - вытекает из водохранилища все та же речка Сейхан, которая ужасно петляя по долине, в конце концов впадает в Средиземное море. вообще на всем протяжении Сейхан формирует аж три водохранилища!
с местом было как-то не очень понятно, но мы точно знали, что чутье не подведет командора))
в общем-то так и вышло: ровненькая площадка в соснах, отгороженная от дороги небольшим рвом и зарослями, с тропинкой к купальне. с нее открывался чудный вид на акваторию и противоположный берег в закатных лучах, только отсутствие питьевой воды было несущественным минусом этого идеального места.
вволю накупались (даже простуженная я)): вода оказалась очень теплой и было невообразимо приятно смыть с себя "труды" походных дней.
медитативность утреннего кофе зашкаливала))

шелковица, каньон и дармовый бензин
солнечная утренняя дорога с рельефом уже начала напрягать, потому что у нас с утра не осталось питьевой воды,
как случилось чудо: рядом с необходимым источником  обнаружилась спелая шелковица. шелковица Карл! в начале мая. огромные ягодки (с две фаланги пальца) были манной небесной. мы облепили дерево как саранча, совершенно не обращая внимания на местных. оторваться  не было сил. руки, губы, языки приобрели стойкий фиолетовый оттенок. ну и ладно! зато мы вволю наелись))
замечу, что в этот день шелковица еще несколько раз поддерживала наши силы...
к каньону Капикая  мы подъехали перед обедом и ... традиционным обеденным дождем))
велики составили ромашкой под навесом  и скрепили - излишняя предосторожность не помешает. но в каньоне мы были почти одни (перед нами вышла большая группа, приехавшая  на трех бусиках)
истории  каньона я не нашла - искусственное или естественное происхождение у этого гигантского петляющего коридора в скалах? нависающие стены со следами водной эрозии впечатляют. на дне то клокочет, то мерно течет река Гакит  - образуя в каменных кавернах бассейны с изумрудной водой.
но начинается дождь. поскольку кое-где свод нависает над головой решаем продолжить нашу экскурсию: потоки ливня на фоне отвесных скал добавляют зрелищности)) и капли дождя трогательно дрожат на розовых мальвах и олеандрах.
каньон постепенно расширяется, берега одеваются в кустарник и лес - каменный лабиринт плавно переходит в лесное урочище.
дальше оно переходит в Киликийские ворота - горный проход через Тавр. его мы непременно проедем в следующий раз))  немного передохнули, внизу у речки что-то вроде турприюта: деревянные настилы и навесы.  пожалели, что не взяли с собой перекус - место для обеда было идеальным.  двинули назад. только вышли из укрытия, как опять припустил дождик))
в каньоне встретили одинокого американца, обвешанного фототехникой. а на выходе из каньона - стояла  его машинка. созрел план по добытию 300 гр бензина: на заправках продавали только литрами, а нам не хотелось возить излишек в пластике, да и ночевка у нас оставалась только одна. итак, Жека спрашивает не может ли товарищ дать нам немного бензина (мы с Ксюшей отлично понимаем ее) однако американец - не совсем. с очаровательной улыбкой он долго копается в кармане и... достает оттуда ... деньги! ужас какой-то. Женька, сильно смущаясь, поясняет, про бензин из бака машинки. американец вроде понимает наконец-то, что мы от него хотим, но дело упирается в отсутствие трубочки. в общем, не солоно хлебавши, пожелав друг другу удачной дороги и интересных путешествий, разъехались мы в разные стороны.
эпизод  не стоил упоминания, если б километров через 10, в аккурат в конце отработанного подъема, когда мы переводили дух, к нам бы не подъехала машинка. остановилась. из нее вышел наш американец... с двумя литрами бензина в пластиковой баклаге!!! очаровательно улыбаясь, он сунул баклажку ошарашенной Женьке и быстренько впрыгнув в машинку - сдымил. о как! осталось непонятным только одно: зачем он привез его так много?))

в греческом зале, в греческом зале...
в планах на день у нас было подобраться как можно ближе к Мерсину и морю. но ветер и рельеф  как-то напрягали. даже заехали на железнодорожную станцию в надежде чутка считерить)) однако, ждать поезда 5 часов сочли нецелесообразным. в общем ехали, тщательно высматривая шелковицу)) трасса не понравилась - обочина широкая, асфальт идеальный, но траффик. да и скорость у машинок не чета нашим...
потому с радостью свернули - командор заверил, что стоянка близко. и... начались петляния населенкой. в общем - почти все как у нас: мечеть в каждом хуторе, домики. отличие только в том - что застройка (домики) очень плотная - приусадебных участков фактически и нет. и расположено все кучками, как правило, не на ровном месте. все более-менее ровные места выделены под сельхозугодья. резон в этом есть - на рельефной местности легче обрабатывать большие участки, чем маленькие клаптики. далеко внизу увидели водохранилище, на котором запланировали ночевать.
атмосфера напряженности разрядилась. а когда выехали с асфальта в пшеничные поля, обрамленные юккой и опунцией - и вовсе стала идилической: желтые поля, синее небушко, одинокие раскидистые оливы, закатное солнышко в предчувствие дождя))
место мальчики искали достаточно долго. итогом стала ровная площадка в выветренных меловых берегах - ну прям миниканьон. греческих ассоциаций добавляли островки стриженной шерсти)) не то, чтобы - совсем уж золотое руно, но седые пряди цепляли воображение.
радовало то, что при возможном дожде не будет потоков грязи с полей. дождь пошел сразу после установки лагеря - решив протестировать качество растяжки палаток, но к тому времени у нас уже был готов ужин...
ночью дождик старательно мыл наши велики))
утром устроили прощальный вулканический костер из остатков подаренного американцем бензина и двинули к морю.
по пути наткнулись на персиковый сад. земля под деревьями была усеяна плодами - ну не могли проехать мимо)). как я поняла - сад уже убрали и на земле осталась недоспелая некондиция. но мы уже давно постигли, что у турок свои представления о качестве продукции - по нашим меркам персики были очень даже съедобными и спелыми. даже тот факт, что после дождя некоторые были в земле а у нас не было воды для мытья не останавливал. эстеты (типа меня) чистили кожуру. не эстеты - счастливо уплетали немытое. ненуашо? одна из главных походных заповедей гласит: "в полевых условиях - все стерильно!"
в Тарсусе, родине апостола Павла, накрыло нас ливнем. приютились под козырьком гаража. не очень удачно: ветер дул в нашу сторону)) мокрый, умытый город после 7 горных дней впечатлил. особенно аккуратным азербайджанским парком. вообще к вопросу объединения тюркских народов в Турции относятся трепетно: именно поэтому так много памятников основателю турецкой республики Кемалю Ататюрку. Гейдара Алиева почитают в этом же контексте - благодаря его усилиям транзит азербайджанских углеводородов через Турцию способствовал экономическому росту обеих стран. парк открыли год назад: выстриженные фигурки живой изгороди весело приветствуют путников, много деревьев и клумб. памятник Гейдару Алиеву тоже есть.
перед выездом на д400 решили сделать санитарочку: как раз в заборе зияла дыра. радости не было предела - за забором был... грейпфрутовый сад. тоже, как и персиковый, убранный. вообще, как оказалось, урожай цитрусовых снимают аж три раза в год! в кучках грейпов под деревьями некоторые, конечно, были уже подгнившими, но среди них нашлось немало целых, которые перебрались в наши рюки)) эх! фруктово-цитрусовый край-рай! активно начали мечтать о черешне и клубнике. ну да: как мед, так ложкой)).
что интересно, по гуглю берег от Тарсуса до Мерсина усеян теплицами. факт этого подтверждался оросительными каналами, общим числом 10. но в 15 км от города теплицы закончились и пошла суровая портовая промзона с заводами. съезжать в эту страсть  к морю и пробираться берегом не рискнули: время не то, чтобы поджимало, но хотелось определенности и ... непременно покупаться в Средиземном море. пикник устроили на лужайке Мерсинской набережной в виду порта.
глазели на нас, конечно, знатно: в основном, из-за велоодежек женской половины. но мы как-то уже попривыкли к бесцеремонному разглядываю и наслаждались сугубо мужским суровым завтраком: яичницей с колбасой и кетчупом (яйца, кста, в спецупаковке мы провозили с собой полтора дня. о как! ланч закончился дождем)). спаковались и поехали исследовать набережку в поисках пляжа. погода бузила: над городом висела огромная мохнатая черная туча, а над морем на синем небе клубились гигантские белые облака. фотосессия на набережной несколько растянулась - бортировали колесико.
гремело, полыхало, но все никак не капало. потому покинули гостеприимную беседочку. и вот тут то ливень и пошел. двигались перебежками - сначала приютились на остановке, потом под деревом.
ливень был мощным, но недолгим - а после него солнышко подарило радугу.
нашли малюсенький пляжик. уютный и милый. однако ж, в силу турецкой традиции - с кучей наблюдателей. ну вот что они делали сидя в своих машинах? просто пялились на море?! однако зов волн был непреодолим. легче всего было Братусю. нам же, девочкам привыкшим к "натуральному виду" для купания пришлось выкручиваться. один купальник на троих - это в общем-то очень экономно и круто))
вечерело, холодало и мы двинули на автовокзал. тут, как обычно, не обошлось без траблов: несмотря на согласование провоза великов и баулов  (их спецом показали менеджерам и уточнили, что запаковано будет все в один чехол: один человек-одно место) и дополнительную оплату за такой финт в размере 5 лир на душу, при погрузке возник скандал. водитель отказывался грузить велики, требовали дополнительных денег. несмотря на все наши пояснения и возражения денег таки пришлось доплатить (50 лир). еще раз убедились в существовании двух разных типов населения в Турции. Оля укрепилась в мысли все таки освоить в совершенстве турецкий язык. начать совершенствование решено было с бранных выражений...
впрочем, эти неприятности не могли затмить некоторой грусти от прощания - да, нас еще ждал Стамбул, но вот горная часть закончилась именно тут.
проезжая ночью через горы мы, просыпаясь на кофе с печеньками,  вспоминали наши приключения и прощались с этой разнообразной и невообразимо красочной горной страной - Анатолийским нагорьем и Каппадокией.

стамбульское брожение
началось оно в ...автобусе)) около трех часов наш транспорт кружил вокруг да около, заставляя любоваться стамбульскими окрестностями с разных сторон. терпение подходило к концу, и, выгрузившись на автовокзале (совсем не гламурное место!) постановили двигать в аэропорт, а не искать хостинг для великов на месте. ценник аэропортовской камеры хранения оказался совсем негуманным, но перспектива делить группу и гулять половиной отведенного времени была признана негодной. потому пристроили коней и вышли в мир.
до Султанахмета пробирались узкими улочками Лалели: командор искал запавшую в душу три года назад кафешку с рыбными донерами, Братусь вошел в раж и вовсю троллил торговцев, доводя мой смех до истерического всхлипывания, девочки неодобрительно брели за нами, недоумевая какой смысл в гулянии этим чудовищным филиалом озерки. смысл был скрыт в кратчайшем пешеходном пути, исключающим трамвайку)) правда бонуса в виде донеров командор так и не нашел...
посещение Голубой мечети не принесло ожидаемого умиротворения: в виду воскресного дня людей было особенно много и отстроится от мирского не удавалось.  интересный лингвистическо-архитектурный  факт: постройка шести (алты) минаретов вместо четырех золотых (алтын) так и остался необсужденным. Оля слегка разволновалась и приставать к ней с  нюансами турецкого языка было не в тему.
египетский обелиск крайне возбудил Ксюшу - и она была слегка разочарована, что поясняющих надписей не нашлось - ведь бело-розовый гранитный столб является самым старым артефактом города.
 пятиметровая черная Змеиная колона почему-то никого не впечатлила, а полуразрушенная башня Константина Багрянородного вызвала трепет... перед египетским гранитом - ведь 17 веков разделяют нетронутый временем обелиск и башню!
еще в наше первое посещение  меня накрывало многоликостью Констатинополя/Стамбула. многоглазый Агрус - даже в прямом смысле слова смотрящий миллионом глаз-амулетов с лотков торговцев в тесных рядах сладкого-терпкого Гранд-Базара. тут мы славно подкрепились лукумом, солеными орешками и ... черешней)) жаль клубники было совсем мало и пробовать ее никто не предлагал, да.
за Галатским мостом наконец-то набрели на донеры со скумбрией. пришлось поторговаться - Оля похвалила нас: к концу похода искусство пререкания с турками, с использованием минимума турецких слов было освоено почти в совершенстве.
перекус на набережке, рядом с пронзительно зелеными водами залива, щедро приправленными маленькими медузками, укрепил желание покататься по Босфору на кораблике, но провидению было угодно вмешаться в процесс: пока все покупали билеты, Ксюша решила усугубить обед еще одним донером и... теплоходик ушел без нас.
а мы отправились дальше бродить по Таксиму и Истиклялю: какая-то особая атмосфера гламура и свободолюбия окутывает и площадь, и улицу. тут я в который раз отметила, что контактные тапки - отнюдь не лучшая обувь для пеших прогулок Стамбулом))
Жека застеснялась (меня продолжали мучить бронхит и насморк) и пришлось нарушить традицию: в музыкальном магазинчике не сыграли  гитарно-душевное. а может просто не хватило куража...
прогремевший исторический трамвай вызвал в памяти недавние воздушные шары: в основном реакцией публики: и те, кто ехали в трамвае, и те, кто шли пешком с энтузиазмом щелкали смартами и фотиками))
базилика святого Антония подарила отдых - тихонько сидели на скамеечке для прихожан. и тут... освещение в храме неважное, а я все никак не могла разобрать что же за фигура стоит рядом с кафедрой. решила спросить у Братуся. шепотом. "кто это там стоит, в белом?". "ангел!" совершенно серьезно и с непререкаемым авторитетом заявил брат... надо ли говорить, что чинность смахнуло как рукой и нам, давящимся смехом,  пришлось покинуть базилику?))
неожиданно уже почти на самом выходе к Золотому Рогу встретилась довольно точная копия Бэнкси. подивилась. если не считать несколько нарушенные пропорции рисунка - поразительное сходство!
 на Стамбул опускался вечер -  ретушируя детали, но все еще оставляя неизменным бушующее людское море. перебравшись Галатским мостом обратно, в Султанахмет, внезапно оказались ... на кораблике - часовая экскурсия  заливом между Галатским и Босфорским мостами дарила сюрреалистические картинки почти летучих голландцев на акватории и тонко подсвеченных берегов.
ветер был свеж, волны, приличные у берега, нивелировались ходом. любезный капитан разрешил подержаться за штурвал!)) прогулка принесла утешение и удивительное ощущение прощения и прощания с главными воротами Турции...
умиротворенная и успокоенная, не разделяла волнения группы по поводу последнего трамвая и поезда метро: обретенный душевный покой гарантировал успешность завершения мероприятия.
перелеты и вправду прошли нормально: правда в Харькове оказалось, что велики, в отличие от нас, долетели не очень хорошо. особо обидным стала потеря герметика на 4 колеса...
неспешно собрались и доехали 3 км до озера, где немножко "предались пороку" под мелкий дождик.
а по дороге к вокзалу случился  фейл - сорванная резьба правого шатуна жанетты отказалась держать педальку. пришлось Ксюше добираться с великом на такси. хорошо, что успела...

8 ярких, не похожих один на другой ходовых дней
420 непростых километров с 8800 м набора (трек тут)
море эмоций и отснятых картинок
спасибо тебе, Турция!
спасибо вам, дружная и веселая команда!
и... пусть наши планы на грядущее путешествие - СБУДУТСЯ!!!