суботу, 22 квітня 2017 р.

Бужский Гард

Велопутешествие на пасху по Гранитно-степному Побужью
14 апреля
Пятница выдалась нервной. Вопрос: "Будет ли с группой командор?" висел в воздухе. Когда в мой смарт были залиты треки и скачаны карты, Борисович таки обрел билет на поезд из Киева до Знаменки. Выдохнулось))
15 апреля
В Помошной выгружались шумно, но слажено, что не мешало проводнику нас подбадривать. Впрочем его нервность была связана с тем, что красный сигнал машинисту он показывал светя смартом в розовый кулечек))
Стартонули бодренько -  не жарко. Благо рельеф - был, и грел. Через часик выключили фонари и наслаждались рассветной симфонией, как могли. Могли - не очень, поскольку ехали на запад))
Безграничные рельефные поля, перечеркнутые посадками и дорогами в оттенках зеленого, розового и голубого, едва уловимый запах цветущих абрикос и вишен - чудные мостики через норовистые речки - все влекло нас вперед.
Поднялось солнышко и встречный ветерок. По ходу починили покру Хахатуна: почему-то вопрос наличия шампуня в походе он рассмотрел подробно, а вот состояние своего ТС - не совсем. Впрочем, у этой паузы был очевидный плюс - Игорь с Леной смогли нас догнать и мы оговорили детали разделения...
В общем, опоздав на целых 3 часа от плана, мы погрузились в мир ракет.
Ракетных баз, расположенных в уютных гранитах украинского кристаллического щита, было много. Откровение: в шахте глубиной 40-метров - 6 метровые бетонные стены. Технические детали расположения и закрепления "капсулы" - впечатляют масштабностью. Условия дежурства боевых расчетов вызвали недоумение - на неделю лишать людей доступа к открытому воздуху кажется абсолютно нерациональным. Тем более, что база защищена была очень солидно: все эти контуры защиты отключены, но не демонтированы(ну по крайней мере на некоторых участках). Сами  "изделия", движки от них, транспортные средства передвижения впечатления особо не произвели - ну мы с Юрой как-бы в курсе, да...
В общем, выслушав довольно познавательную лекцию, и вволю побродив территорией с хищными экспонатами, решили  не отходить от плана и ... пообедать. Ненуашо? На базе нашли ветровую тень, да еще и на солнышке... Я занялась нарезкой ингредиентов сельдереевого супа, группа активно работала подмастерьями, а бывшие офицеры базы (а ныне экскурсоводы) прониклись нашими заботами и определили на свою кухню. Правда плита у них была какая-то маломощная и с полдороги мы вернулись к привычному оборудованию.
Ветерок все дул, день уверенно перевалил середину и мы быстренько двинули к Мигее. Закупились провиантом в Первомайске, полюбовались Бугом, в парке нашли скульптуры поклонников Вертинского. Безноженьку-то я признала сразу, а вот вторая скульптура в образ не укладывалась никак...
Ехали мы резво. Стало жарко. Сняла курточку, закрепила как-то небрежно. И вот, на скорости 35+ она попадает в заднее колесо. Намертво его блокирует. Два метра мы с желтышом юзим. Пугаюсь сильно,  но не падаю. В кармане куртки - смарт. Ну, думаю, хана девайсу. Однако - он цел и невредим! Чего нельзя сказать о покре. Рассматриваю и пугаюсь опять)). Такая жуть...
Карьер дышал негой и покоем, радовал социофобский глаз.
Однако нас ждал Хвост. Потому не стали нарушать идиллию парочки, притаившейся на противоположном борту и, ловко проткнув какую-то страшно пафосную и ухоженную базу (при этом без запрещающих табличек!) въехали к Мельничному порогу.
Мельничный (вообще-то тут расположена ГЭС) встретил сушащимися гидриками и парой родео-лодочек. По памяти, в 2012 (тогда мы его ходили на кате, да на резиновом боте) - сейчас воды побольше, она поноровистей, в общем лезть в эту страсть не сильно улыбалось)). Закатный свет был чуден и идилличен.
Примостились в сторонке от лагеря Хвоста. Погоду обещали дождливую, навес над столиком сочли не лишним. Ужинали согласно плану - яблоки, хлеб, сыр. 100+ с баулом, рельефом и ветром, да и ранний подъем, разогнали нас по палаткам.
16 апреля
Проснулись раненько. Хотелось в лодочки. Но Сережа еще спал. Потому заели утренний кофе гречой и потихоньку сворачивались - в виду того, что обещали мокрость, решили после утренней тренировки сразу ехать в сторону Богдановки - заменять грунты асфальтом очень не хотелось...
Обряженная (все как положено - каска, жилетик, юбка), гружусь в лодочку с Сергеем. Выходим. Краткий вводный курс в бурноводинг. И с первой же фразы: "главное это не просто пройти порог, а пройти так, как хочешь ты!" настраиваюсь на чудеса. Они и происходят: юрко пройдя от одного улова к другому, Сережа говорит: "а сейчас мы поднимемся против течения!".  выходим под углом к струе, сзади - спокойные команды чего надобно делать. Стараюсь вовсю)) - и вот мы пятью метрами выше. Дальше прыгаем пенными валами. Кажется и Белая, и Арагви (наши с Юрчиком бурноводные сплавы) были вовсе не такими норовистыми)) повернули в Интеграл. Как-то даже не успеваю пугаться - волны, скалы, весло и команды. Очень сосредоточена. Ухты! да мы ж серфим! Волны и течение послушно кружат нашу лодочку согласно желаниям Сережи - бурноводный вальс да и только! спустя какое-то время замечаю Витю и Юру на берегу)) пора уступать место...
Несмотря на то, что вся мокрая - совершенно не холодно. Даже жарко)). Какая-то дикая эйфория. Снимаю снарягу (одевается Юра),
переодеваюсь в сухую флиску и куртку и взлетаю на гору. Там внезапно - родная Ворона. Мир тесен. У них с Максом своя хитрая программа, а я аккуратно уговариваю Жеку, что в лодочку надо непременно. Она как-то сомневается - холодно, неуютно. Уверяю ее, что в неопреновых шортиках - очень комфортно, под капающий дождь сливаемся с горы и идем к нашим. Сомнения отброшены и Жека, подбодренная и Юрой, и счастливым кильнувшимся Витей, решается на эксперимент.
Когда я, переодевшись, вернулась со стоянки на Интеграл, Жека и Сережа вовсю отплясывали в волнах самбу)). Жека улыбалась и, казалось, совершенно не напрягается)) Первый эскимос не получился. Уж не знаю, был ли он случайным)) Жеку отбуксировали к берегу, усадили обратно в лодочку и ... танец продолжился)) потом решили таки устроить работу над ошибками: отобрали у нее весло. Обнялась она с лодочкой и... ух как это все волнительно смотрелось с берега. А уж как оно ощущалось участниками! Могу себе представить. Однако эскимос не получился: Жеку к берегу буксировал Саша, а как Сергей оказался в лодочке я так и не поняла)) но он сэскимосил  и своим ходом с полной лодкой воды пошел забирать Жеку. Непостижимо до визгу!
Ах да!,  совсем забыла. Жеку с Сережей страховали Лена и Саша. Экономная аккуратность движений, легкая полуулыбка - казалось, бабочки парят над водой.
Я находила это невероятным, поскольку сама вкладывала в каждый гребок кучу сил... "Годы тренировок!" - лукаво уточнила Лена)))

Хвостобус увез запорожцев на соревнования на Мельничный, вверх по течению Буга, а мы двинули через обязательное радоновое озеро, вниз...
Отличная грунтовка через Курипчино оказалась не по зубам дождику. Контрастными черными полями, пахнущими влажной землей, со свежим ветром, выбрались к мосту. Тут и солнышко стало проглядывать.
Разведанный в прошлом году путь радовал и в этом. Бродики (все три) не доставили неудобств, старинная мельница, усыпанная желтыми салютиками по прежнему манила окнами, каньон камерно шумел водопадиком - Романова балка очаровательна и в весеннем цветении.
  Синглы и дороги, апхиллы и спуски - разнообразие дорожного ландшафта радовало. На зубе нашли клочок ветровой тени и перекусили. Долго медитировать не получилось - солнышко в очередной раз наглухо спряталось за тучами, похолодало.
За Львовом встретили странных осликов в антураже не менее странных знаков - в треугольниках  змеи, ящерки и черепахи. Вживую такие видела впервые, все думала что такие знаки - австралийские выдумки))
Гостеприимная Марьевка, по обыкновению, отсыпала щедрот (мальчишки восстановили электролиты). Ночевали прикрытые садом камней при дороге на террасах холма. Закат был скоротечен и невзрачен, вид с холма тоже не очень вдохновлял, но вот сама стоянка была очень уютной.

Опять же костерок разожгли. Борщ от Хахатунских спонсоров служил закусью))
Околокостровая дискуссия о революциях, несмотря на усилия Сержа (который собственно ее и инициализировал) никак не могла скатиться в игривость)) Спали крепко...
17 апреля
Уже второе утро не дарило яркого рассвета. Не капало - и то хорошо. В Богдановке рихтовали Жекин велик под магазином. Жуткий растворимый кофе и мягкие ириски - если велосипедист не едет он ест?))
На плотине суровые рыбаки в забродах сосредоточенно держались за удочки, стоя в ледяном потоке и вызывая зависть у Хахатуна и озноб у всех остальных.Чтобы согреться занялись велопихаловом. Чутка и в апхилл. Пофрирайдили противоположным берегом Южноукраинска: осторожно ехали в море фиолетовых и желтых ирисов.
Исключительно красивый ковер непривычных цветиков: ведь чуть позже тут будут фиолетовые поля шалфея  и седые волны ковыля. Удивительные метаморфозы!
Выбравшись из гранитных теснин, ровненькая грунтовка  бежала водоразделом, даря чудные виды Буга, потом опустилась к берегу и стала гравийкой.
Место впадения Бакшалы в Южный Буг подарило островные ощущения: вода, кругом вода. Плотина у Александровки разбудила аппетит и мы перекусили. Заклеили внезапно спустившую камеру Кубика. Заодно постановили зафигачить вечерний плов, раз уж едем  неспеша и прогулочно...
На этих оптимистичных нотах попрощались с Южным Бугом и поехали вТрикраты долиной Арбузинки к Мертвоводу.
Нарисовали голову кошки Трикратским лесом. Получалось очень забавно, но в некоторых фрирайдных местах было крайне неудобно фотать, потому как рельеф представляет собой урочище. Со всеми вытекающими атрибутами))
По иронии судьбы, именно эти места сплошь покрывал шахматный рябчик... Парк, посаженный Скаржинским, ныне только в некоторых местах облагорожен тропинками, мостиками и лавочками. А в остальном - это настоящий лес с могучими дубами, заросший непролазностью)) Ввели новую единицу измерения толщины деревьев - в Хахатунах))
Берегом Арбузинки переместились из лесного Лабиринта в гранитный.
Особенностью всего Гранитно-Степного Побужья является то, что этот район никогда не был затоплен морем. т.е. над  древними горами трудились только ветра и дожди. А речки за последний миллион лет прорезали глубокие долины в скальных берегах.
Место впадения Арбузинки в Мертвовод можно увидеть с Пупа Земли. А еще с моста. Мостов через Мертвовод в этом районе два: в Актово и в Петропавловке. Впрочем между ними есть вполне сносный тракторный брод, но об этом - чуточку позже))
По поводу чуднОй этимологии названия речки Мертвовод источники  расходятся: то ли скифов здесь сплавляли в последний путь, то ли запорожцы с турками устроили крутую потасовку, то ли татар местные травили... Как бы то ни было, но сейчас, после хозяйственных свершений прошлого века, русло из-за возведенных дамб кое-где заросло камышом и превратилось в болото. Но не везде. Благодаря крутым скалистым склонам остались участки быстрой воды, а с ними - и уникальная флора каньонов. Актовский и Петропавловский. оба снабжены 40-50 метровыми отвесными скальными стенками при такой же (а в Петропавлоском - еще меньшей) ширине долины.
Грандиозные виды впечатляют. В погоне за кадром Юрчик съехал с дороги в поле. Велик Хахатунчика всхлипнул и зашипел. Оставили их с Сержем клеится а сами поехали варить плов)) По дороге намалевали огромную стрелку сворота - ну чтоб в наступающих сумерках парни не промахнулись.
Командор с Витей управились с костром, я куховарила, Жека пошла рисовать загадочную закатную отраженку, а Хахатуна и Сержа все не было. Борисович впрыгнул на вел, захватил мой смарт (связи в ущелье не было) и умчался. Потеряшки нашлись поразительно быстро, хотя Серж таки успел залезть в брод))
Ужин прошел в теплой,  дружественной обстановке. И под ароматный чай лилась по ущелью песня о звездах, исполняемая с энтузиазмом и экспрессией Сержем и Юрой...
18 апреля
Утро хмурилось дождем. Ограничились кофе и, пока собирали лагерь, по очереди сходили низом ущелья к Парусу: скале-прижиму. Натоптанная тропка иногда упиралась в кустарник, иногда чавкала болотцем. Парни в лоб на скалы лезть не захотели - хотя имелись вполне сносные ступенечки. Боковую же тропинку мы как-то пропустили - ей воспользовалась вторая тройка, словив чуток более панорамных обзоров))
Перебрели тракторный брод (неглубоко, но баульный зад приходилось поднимать))).
Наверху властвовал ветер. Эпичные мегалитичные склоны Актовского каньона в виду серого дня с капающим дождем выглядели хмуро. Желтые пятнышки кустиков скальной ауринии вовсю прикидывались маленькими солнышками, весенняя зелень изумрудным оттеняла суровые скалы, но демоническая Долина Дьявола неприветливо восставала из витиеватого русла Мертвовода неприступными гранитными глыбами - столбами. Ветер неистовствовал: хотелось раскинуть руки и птицей лететь сквозь огромный сад камней...
Вчерашние домики, разбросанные вдоль Буга были белыми, с окошками, подчеркнутыми синим. Здесь, же, вдоль Мертвовода синие домики не мигая смотрели в мир отчеркнутым белым.  Контрасты.)) Ветер и срывающийся дождь не могли нарушить пасторали грунтовки с видом речной долины, расчерченной разноцветными полями.
Катилось бодро и ненапряжно, но организмы намекали на поиски укрытия для принятия кулеша. Павильончик при магазине в Вороновке сочли пригодным: тут не было ветра и дождя, что являлось несомненным плюсом, однако наличествовали аборигены. Подогретые и с ружжом - что, естественно, было признанно минусом. Получив некое шаткое равновесие, отлично пообедали под аккомпанемент выстрелов. Градус аборигенов грозил перейти из фазы назойливо-дружелюбной в агрессивную ("а ты меня уважаешь?"), потому, во избежание стрельбы по колесикам, мы сытые и довольные отправились в дождь. За время нашей трапезы сеющаяся мжичка окрепла и расквасила грунты. Потому, подбадриваемые нехилым попутным ветром незаметно доскользили асфальтом в Вознесенский вокзал. Времени до поезда была тьма, но потоки воды с небес не вдохновляли. Переоделись в сухое, отгородили себе клочок вокзального холла, сварили чаю и принялись пытать интернет на предмет культурной программы (ехать под дождем за 5 км в баню было признанно нерациональным)))
Упаковавшись в непромоканцы вышли в люди. Кинотеатр оказался закрытым. Равно как и музей Евгения Кибрика. Краеведческий музей - забавный такой сарайчик - тоже был закрыт, а из библиотеки рядом, при виде колоритных нас, спешно ретировалась дама, говоря, что все уже закрыто и ничего не работает))
Потусили немного в привокзальной кафешке - сделали девочкам выручку. Чутка побомжевали в нашем закутке, тут и поезд приехал...
19 апреля
А утром в окнах вагона мелькали заснеженные поля и деревья. Город встретил катаклизмом выпавшего15 сантиметрового снега: мокрого и противного. По приезду домой сразу захотелось глянуть фотки - совсем нереальным, удивительным и сказочным казалось наше пасхальное путешествие по Гранитно - Степному Побужью...