вівторок, 7 березня 2017 р.

Обиточка

Велопутешествие на Обиточную косу
весна будоражит старые забаганки.
в прошлый раз не получилось проехать Обиточную косу.
вот и решили провести работу над ошибками))

суббота, 4 марта
в полусне загрузились в паровозик до Запорожья. подремали. для бодрости потроллили вагон свежемолотым кофе. пересели в Бердянский поезд (чудной! всего на два вагончика). по пути встретили сестринское местожительство: все деревья в нахлобученных шапках вороньих гнезд) станция называлась - Синяя Гора. о как)) через час после полудня, с опозданием, выгрузились в Бердянске. оп-ля! пятое море за год! и это сезон еще не начался)))
набережная кишела людьми. вот прям все жители решили выйти и дефилировать по ней)) забавные памятники и декор скамеек, теплое солнышко, обрывистые берега околицы и домики, растущие из холмов - первое знакомство с городом - состоялось))
асфальт к Приморскому был несколько уныл, к закату стало стремительно холодать. утеплились, разжились водой на ужин в придорожном сельце (у нас - добрая вода, колодезная!)  восхитились чудной церковкой с неоновой подсветкой  в полыхающем багровом закате. съехали на грунты. на въезде на косу Большого лимана лесники-смотрители отговаривали нас - злые пески, не проедете. но стая была непреклонна. чуть проехав - пропихав, остановились под сенью вагончиков на самом берегу моря - закат был красочен. плов и возлияния, согласно плану, умиротворили и согрели. засыпали мы под тихий, мерный плеск волн, который заглушали клики птиц в темном, звездном небе, и шум их шуршащих крыльев...
воскресенье, 5 марта
свежее солнышко бодро выплывало из-за моря, подсвечивая белую изморозь на песке и мы пили ароматный кофе, нежась в его лучах, из палатки, в спальниках))
свежесть подбадривала)) сборы были недолгими и вот уже дорожка вьется в камышах между морем и лиманами (Большим и Круглым). рыхлая... катить не хочется, потому выезжаем и едем кромкой моря. утренняя порция адреналина: чай не май месяц, ножки мочить ой как не хочется))
на кордоне у добродушных лесников оставляем баулы и дальше едем налегке.
дорога - очень мелкая гравийка. после зимы достаточно хорошо утрамбованная и еще не взбитая машинками в пыль.
камышовые моря окаймляют белую дорогу, а за ними рокочет прибой морем настоящим: в контровом свете Бердянский залив (слева) отливает металлическим блеском, Обиточный(справа) - пронзительно-голубой, перечеркивается узкими песчаными косами и... точками белых льдин.
внезапно возникают самые настоящие дюны. рукотворные, конечно, да и трактор отдыхает тут же, при дороге. назначение дюн - весьма практичное: уберечь узкую полоску косы от перемоя.
потихоньку коса расширяется, и уже стражи-деревья охраняют дорогу. опутанные лианами, стоят они лохматые и мохнатые, давая пристанище живности. едем оленьим следом. тут и сами олешки показались - смешные, лопоухие (рога они уже сбросили)! но властвуют на косе - птицы. черными лентами прочерчивают небо - тысячи их! изредка загадочные черные иероглифы стай нырков меняются белыми - чаячьими и лебедиными. огромными точками, грациозно парят хищники, пугливые фазаны низенько, отчаянно работая крыльями, выпархивают чуть ли не  из-под колес...
на втором кордоне нас постигло разочарование. рядом с суровой табличкой - неприступный забор. охранник с сенбернаром (!) строго говорит, что дальше нам нельзя, и вообще - к маяку нонче не проехать - косу размыло и теперь стоит маяк на островке, а тетю Олю (смотрительницу) возят туда на катере.
нашли ветровую тень, погрелись на солнышке, перекусили - и подались обратно.
веселые лесники угостили нас печенькой под кофеек, накатили с мальчиками за здравие и втарили  рыбкой. не мудрствуя лукаво, рыбку мы почистили тут же, отдав все лишнее степенной белой котейке. она хищно расправляясь с обедом, ее окровавленная белая мордочка выглядела зловеще. зверюга!))
в  минеральный источник, облагороженный маленькими деревцами и оборудованный раздевалкой не захотела макнуться даже сестра, даром что имя святой Ксении Петербуржской наличествовало в описании. очевидный минус источника - вода в нем холодная, хоть и жутенько лечебная, как говорит информационная табличка...
в закатных лучах выехали на берег моря. в мерных волнах, метрах в тридцати от берега, высились какие-то черные фигуры. каково же было мое удивление, когда я постигла что это - люди! неистовые энтузиасты рыбной ловли в чем-то, очень сильно напоминающим озк...
полыхающий закат унесла с собой туча сестер
и мы отправились в палатку варить уху - на берегу дул приличный ветер. ушица была сварена по канонам Саши Сакары, съедена по его же правилам, так что пришлось вылазить в месседжер и извиняться за наведенную икоту)) разморенная стая, потеряв бдительность, напрочь забыла, что у нее нет обратных билетов и лучше бы ими озаботиться заранее - Интернет-то наличествовал...
понедельник, 6 марта
облачно-туманное утро серело за палаткой. ветер играл крылом. вылазить из спальников решительно не хотелось, хотя уже и не спали. не было запаха кофе. командор забыл кофейную кастрюльку в сторожке у лесников, а котел из под ухи вечером, разумеется, никто и не подумал мыть))  серо-ленивое настроение внезапно обернулось повышенным энтузиазмом: оказалось, что на вечерний поезд нет плацкартных билетов и, недолго думая, стая решила успеть на дневной поезд - благо ветер попутный)))
собрались, покатили. однако между нами и быстрым асфальтом (с попутным ветром) лежали грунты...  перед мостиком в виде гигантских труб) через речку Соленую командор с Витей ловко съехали с горы в месиво по втулки)) девочки предусмотрительно перенесли велики (да-да с неотстегнутыми баулами!) на себе - вот она, истинная забота о конях!)))  по обочинам пряталась жирненькие фазанчики, мелкие куропатки и зайцы. первые натужно, на бреющем, улетали от нас в поля, куропатки тихонько сновали в посадках, а зайцы, выбежав на дорогу, удирая, амплитудно болтали ушками, вызывая улыбку. дорога балансировала на грани "непроезжаемо-категорически": кое-где вполне сносная колея, вдруг плотно наматывалась на колеса - и велики приходилось тащить)) впрочем, таких страстей было немного - всего километра три мы прокатили велики в поводу влажно-мягкой, пружинистой посадкой. а в миру царил туман. он скапливался в ложбинках, истаивал на пригорочках, выделяя  контрастно-черные кучеряшки деревьев в исключительно сером монохроме...
выбравшись на асфальт, отчистились от грязи, уточнили километраж и время. успевалось на грани фола: нужно было хорошенько вкрутить, но с заправкой организмов топливом как-то не сложилось - утренний кофе с конфетками было совсем нечем усугубить)) подлетели к заправке - из энергетиков была только кола... в общем, хлебнули мы колы, посовещались, и ... Витя решительно отпустил стаю: не чувствовал он в себе сил ломить 60км за два с половиной часа...
стая летела, подгоняемая попутным ветром (да-да! он был попутным!). унылый асфальт скрашивался полями: казалось что туман, окутывая плотной пеленой блекловатые, оливковые всходы, смывает с них желтизну - и вот, порывом ветра открывается свежая весенняя зелень. спустило мое переднее. качаем, едем дальше. опять спустило... в общем раз шесть я подкачивалась. и все бы ничего - темп мы с Жекой не теряли, однако сестрица выбилась из сил. рядом с указателем "Мелитополь - 6 км" не видя за собой на горизонте командора и Ксюшу, мы смирились с опозданием и втарились яблочками у тетечки-торговки  (ну чистое поле жеж!!! откуда?!). в общем - мистика: яблочки - вдохновили (особенно Ксюшу), колесо спускать перестало, солнышко разогнало туман и тучки, но... на вокзал мы приехали через 15 минут после отхода поезда... впрочем тут же оказалось, что есть удачная связка: электричка-до-Запорожья + поезд-в-Днепр, и на двадцатку дешевле)). до отправления электрички оставалось меньше двух часов (мы успели купить билетики и запастись провиантом), а Витя - докрутить до вокзала за 10 минут до отправления)). объединенная стая, под восстановление электролитов, дружно сочла, что ей преподали урок: нельзя разделяться)) и, наслаждаясь теплом электрички, втыкая  в чудный закат на Каховке - по обыкновению, быстренько состряпала пару планчиков на будущее.  (для тех, кто не в курсе - первая наша зарубежная поездка в Турцию была спланирована именно в этой электричке)
в Запорожье хотели рассмотреть парк малой железной дороги - все никак не удается нам его исследовать. не удалось и на этот раз))): парк работает с 8 до 16-30 и заборчик поверху обнесен двумя рядами колючки...

вместо эпилога - остались неизведанными для нас  Тендровская коса и Бирючий остров. строго там с посещениями, говорят...