вівторок, 29 січня 2013 р.

Новогодняя Византия (или ВелоТУРция по программе «все выключено»)

«Мама, вы хотите жареной рыбы?
 Так возьмите и нажарьте!»
(народная мудрость)
Как известно, самые лучшие идеи и решения приходят спонтанно. Так вот, идея поехать с велами в Турцию, родилась в душном купе поезда, когда мы возвращались с велотурне на атомную станцию в Енергодаре и Токовские водопады на День Конституции. И, дабы не остыть, мы сразу решили взять авиабилеты ( ну чтоб дешевле было)). Но нас ждало маленькое разочарование – лоукосты в декабре не летают - не сезон, но мы не отчаиваемся, и Натали усердно ищет недорогие билеты. Акционные билеты нам пытался продать Марат Сафин, но может мы проявили чрезмерную бдительность и билеты купили непосредственно у перевозчика Turkish Airlines, хотя Марат предлагал дешевле (но как-то сильно он нас торопил да и имя нас насторожило))). Пока нас четверо... Начались неспешные месяцы подготовки к походу.
На меня возложили миссию найти еще 2 таких же авантюристов. Авантюристов-то было много, но вырваться на две недели у них не получалось, а ехать вчетвером нам не хотелось. И как всегда случай (в данном случае это коллективная покупка баффиков) свел нас с замечательными ребятами Пашей и Наташей. Как оказалось, ребята еще ни разу не то что в походе не были, а даже в палатке не ночевали. Но мы рискнули их взять, а они рискнули поехать. Теперь нас шестеро и мы готовы в воду!
Докупаем Паше и Наташе билеты (правда не на наш рейс), но зато почти в 2 раза дешевле (как авиакомпании формируют цены на билеты для меня загадка). Делаем отметки в билете что едем со спортинвентарем (за него, кстати, отдельная плата 30 евро в одну сторону).
Было много волнений по поводу маршрута, погоды, теплых вещей и их количества, бронирования хостела, брать ли с собой продукты, можно ли перевозить мясные продукты в самолете и т.д.
 В итоге маршрут выбран с Фетхие до Анталии, вещи минимизированы, хостел в Стамбуле забронирован, продукты решили брать (сушеные овощи, самодельная тушенка, колбаса, сало, каши в хлопьях), за что неоднократно себя похвалили.
Хоть времени было и много на подготовку, но как всегда все основные приготовления делались в последнюю неделю. Дошивались чехлы, лямки на велорюки для переноски на спине, докупались колодки, спицы, тщательно разбирались и паковались велосипеды. И вот: рюк на спине, велосипед на плече и мелкими перебежками двигаемся к ж/д вокзалу. На вокзале к нам присоединяются запыхавшиеся Юра и Натали (они слегка перепутали время, и с автовокзала им пришлось бежать с 20-ти килограммовым рюкзаком и 16-ти килограммовым велом на каждом). Грузимся в поезд – путешествие начинается! Несколько часов и мы в Донецке. на 5 маршрутке переезжаем в аэропорт (в аэропорту, кстати, есть тележечки для перевозки багажа, но мы еще не настолько опытные и в холл тащим свой бесценный груз на себе).
На табло высвечивается регистрация на наш рейс, и мы уже с тележками идем к стойкам. Немного волнительно, еще часик и мы будем в небе, но не тут то было... Билеты у нас были заказаны электронные, и оплатила их Натали со своего виртуального долларового счета. Менеджер посмотрел наши паспорта и попросил предъявить кредитку, которой оплачивались билеты, упс!, а кредитка осталась дома. Менеджер: «У вас есть очень мало времени, чтобы показать мне вашу кредитную карту» Натали: « Мы из Днепропетровска!» Менеджер: «У вас есть очень мало времени, чтобы показать мне вашу кредитную карту» Наши мысли: непереводимая игра слов. Благо мы живем в век Интернета и Натали переслали фото карточки с номером счета, но оказалось это не та карточка и билеты оплачивались виртуальной картой и ее фото уже не получишь, нужна выписка из банка. А время регистрации неумолимо заканчивается и уже последние пассажиры идут на контроль. Тогда Натали проявила чудеса собранности и организованности и ей в течении 10 минут удалось получить выписку банковского счета (по скайпу!) и мы таки прошли регистрацию изрядно поволновавшись, сдали багаж и пошли на таможенный контроль. В ручной клади у нас был алюминиевый бидончик с тушенкой, на что инспектор удивленно изогнула бровь, но к нашей радости ее не отобрали, и пройдя все контроли, мы сели в самолет - взлетаем!! Не прошло и двух часов как мы приземлились в аэропорту Ататюрка. Остаток ночи мы провели в нем же. Утром до автовокзала (otogar) добрались на метро (один жетончик 3 лиры). Первое знакомство с турецкой едой было неудачным, нам принесли такой острый крем-суп, как на наш вкус - то это соус к мясу, но мясо было таким же острым и мы в первый раз себя похвалили, что взяли свою еду. Меняем деньги и идем пристраивать багаж. Вот тут то мы и вспомнили, что знания нашего английского находятся на уровне: «London is the capital of Great Britain”, но  напрягшись, нам удалось объяснить сотруднику компании “Metro” (перевозчик), что нам надо 4 билета до Фетхие на завтра и у нас багаж 4 велосипеда, который мы оставим у них офисе. Билеты купили, багаж разместили (бесплатно). Юра остался дожидаться Пашу и Наташу на автовокзале, а я, Максим и Натали поехали осматривать город.
Второе знакомство с кулинарными традициями Турции оказалось более удачным: мы попробовали донер (типа хот-дога только с рыбой) и айран – вкусно. Все самое интересное в Стамбуле сосредоточено в одном месте – в старой части города. На улицах полно торговцев, зазывал, Стамбул пахнет жареным мясом и каштанами, большой, шумный, суетливый город. Но вот мы сворачиваем в улочку и попадаем в мечеть Лалели.
В центре источник где, мужчины моют ноги, у местных узнали можно ли нам, баянам (по-турецки женщина – баян) зайти в мечеть, нам разрешили. Мы попали в совершенно другой мир, где царит спокойствие и умиротворение. Мечеть сильно отличается от церкви, у них нет икон, и не пахнет ладаном, женщинам можно молиться только в специально отведенном месте, каждые три часа намаз – в это время туристам вход в мечеть запрещен. Прогулялись до университета, осмотрели еще одну мечеть, начали волноваться, что нет вестей от наших. А оказалось они в аэропорту не могли найти велосипеды и поиски заняли час и это хорошо, что встретили знакомую владеющую английским, в общем «Вивчайте матеріальну частину,хлопці, бо дуже питають».  Часа в три наша группа таки воссоединилась, и мы пошли на площадь Таксим, где у нас был забронирован хостел. GPS довел нас до места: "где-то здесь" и.. сел. Нигде нет вывески, местные пожимают плечами, мы накинули пару кругов и тут в игру вступает наш полиглот Юрчик он набирает номер телефона хостела (кстати мы предварительно купили карточку местного оператора турксел) и говорит : “Хелльо!!, а вы где??” Что ему ответили на том конце телефона, осталось для нас загадкой. С помощью интернета, телефона и турчанки нам таки удалось найти свой хостел, где мы приготовили праздничный ужин - тушеный картофель и салат из свежих овощей. Тут же все дружно вспомнили про оливье. В Турции новый год особо не празднуют, так, больше ориентируясь на туристов. Единственное место, где собирается молодежь для празднования - на площади Таксим, куда мы и отправились.
Поистине турки горячий народ - нас подхватила волна, и мы физически ощущали энергию бушующую вокруг. На площадь по улочкам продолжали прибывать толпы веселящихся турок, преимущественно мужского пола. Углядевши тут же на площади вооруженных полицейских мы решили не испытывать судьбу и ретировались с площади Таксим, свернули с центральной улицы и Новый Год встретили на Галатском мосту, над заливом Золотой Рог. Под нами виртуозно лавировали катера, Босфорский мост играл огнями, гремел салют. Еще немного побродили по городу и отправились отдыхать. Наташа по дороге нашла кирпич, как оказалось у нее подруга коллекционирует кирпичи, и приняла твердое решение привезти подруге экспонат. Мы дружно подшучивали над этой идеей и думали, что утром ее попустит. Но утром ее энтузиазм не стих, и Наташа целый день проносилась с кирпичом по Стамбулу. Позавтракав, мы попрощались с хозяевами хостела и пошли осматривать город. Больше всего впечатлила цистерна Иеребетан (вход 10 лир), от Святой Софии (25 лир) ожидала большего. В 20:00 у нас автобус до Фетхие и мы отправились на автовокзал. Забрали велосипеды из камеры хранения, Наташа спрятала кирпич в кустах, грузимся в автобус (50 лир за провоз всех велов, 65лир билет) – поехали.  Бессонная ночь в автобусе и мы в Фетхие. Кстати, кроме нас ехала еще группа туристов из Москвы на трекинг по Ликийской тропе. Велосипеды собираем на автовокзале, перекус и в путь. С автовокзала нас провожала целая делегация водителей и под возгласы: «you are crazy!» мы поехали полюбоваться набережной и взглянуть на замок тамплиеров.
Погода в Фетхие нас порадовала – солнечно, тепло, апельсиновые деревья с декоративными (мы в этом убедились) апельсинами, перекусили у подножья замка, увидели гробницы, вырубленные в скале, и, утомленные шумом и суетой города, съехали на грунты.
Наконец-то сбылась моя мечта – сорвать апельсин с дерева!! Дорога сначала плавненько, а потом все круче пошла на перевал, пока поход мне нравится! Толкая велики, мы все на минуту замерли – перед нами открылась шикарная панорама и над долиной раздался голос муллы - непередаваемо. Стемнело и нам не удалось насладиться спуском в полной мере, а путь наш лежал к горячему источнику. Когда мы остановились у заправки отдохнуть к нам подошел ее хозяин, поинтересовался не нужна ли нам помощь, и порекомендовал на источник не ехать – не сезон, там все закрыто. Но мы решили не отклонятся от намеченного плана, ведь у нас есть график, а все что мимо графика.... Кемпинг действительно оказался закрыт. Пока ребята разбивали лагерь, я пошла на запах сероводорода и нашла домик – предположительно там находятся горячие ванны. Нам очень повезло, что в это время на источники приехала местная девушка-гид с другом она и помогла нам попасть вовнутрь. Результат превзошел все ожидания, по описаниям в Интернете мы ожидали увидеть небольшую ванну выложенную кафелем с горячей водой, а попали в пещеру, где в расщелине скалы стоит вода градусов 40С.
Спалось в эту ночь просто замечательно. Утром мимо лагеря раз пять пробежал австриец в странных трениках, когда он пробегал в шестой, я не выдержала и пригласила его: “cup of tea?”, на что он ответил “Why not?” и прибавил «хо-хо-хо»)) “My name is Aleksander!” хо-хо-хо и когда Юра лег на землю, чтобы сделать фото – “О, very professional!” хо-хо-хо)) короче прикольный дядька))). Собрали лагерь, обнесли апельсиновые деревья, заплатили 25 лир хозяину кемпинга, которого вызвала проходящая мимо женщина, так начался наш второй день похода. Солнышко пригревает, а вдалеке виднеются заснеженные вершины гор- красотища!
Пару километров ехали, пару километров катили, пару километров пхачика - и мы у развалин  древнего города Толос. Туристов совсем нет, в будочке, где берут деньги за вход -тоже никого нет, свободно осматриваем древний город и амфитеатр.
И снова вверх, и вот после очередного крутого подъема Юрчик заглянул в жпс- упс, проехали поворот.
Летя на спусках – ты понимаешь, что подъем того стоил. Вниз к каньону мы спустились очень быстро, живописнейшее место.
Но сам каньон был закрыт для посещений и мы не теряя времени помчались дальше к морю, наконец-то ровный участок дороги, скорость под 30 и заснеженные вершины в лучах заходящего солнца. Мы выбрали очень удачное время для путешествия по Турции, единственный минус – короткий световой день.
Солнце село а нам еще надо проехать 20 км, устраиваем перекус на обочине (сало, лук, йогурт (очень вкусный натуральный, без добавок)). Через пару километров остановились у родника отрегулировать мне тормоз, а еще через 2 км Максим спохватился, что на привале забыл маленький заплечный рюкзак. Рюкзак найти так и не удалось, а в нем были паспорт, деньги, кредитки, аптечка, 2 портсигара, три магнитофона... Шутки-шутками, а паспорта нет. В деревушке местные помогли вызвать полицию, но полицейский не разговаривал на английском, мы сначала жестами пытались ему объяснить ситуацию, потом на это шоу сбежалась вся деревня, нашелся англоговорящий, и нам на руинглише удалось объясниться. Объяснение с полицией длилось около часа, мы не могли понять, почему нам не могут выписать protokol for consulato сейчас, а предлагают это сделать завтра, а турки не могли понять как же мы, бедненькие, будем спать в палатках, мы же замерзнем до утра (+15С). Причем, пока мы разговаривали с жандармом, нас все время приглашали выпить кофе и зайти погреться. Колориту придало еще и воспоминание, что мы все дружно наелись лука. Итог разговора: мы едем в Патару с полицейским эскортом (спасибо Максиму за такое приключение), через несколько километров за нами прислали машину-джихад такси. Загрузили велы в кузов и на крышу, и с песнями и плясками ( в том числе и водителя) нас отвезли на место стоянки. И мы снова не благодаря, а вопреки, выполняем план движения.
Утром в 9:00, как и обещали, приехали жандармы, забрали пострадавшего и меня с Натали, как переводчиков, в полицейский участок, где и выписали нам протокол. Дозвонились в консульство, там нас не обрадовали - для установления личности нужен украинский паспорт, а он в Украине. У нас два варианта либо сходить с маршрута ехать в Стамбул и делать запрос на установление личности ( от 3х дней до недели), либо доставить паспорт с Украины. Поскольку была пятница, а на выходных официальные вопросы никто не решает – поехали дальше по маршруту в Каш, у нас есть два дня, чтобы придумать как доставить паспорт. Выезжаем из Патары – поет мулла, а ему в тон подвывают собаки, у них тоже намаз. Уже по традиции в первой половине дня берем перевал по трассе D 400. Говорили в Турцию надо брать запасные колодки - быстро стираются, не знаю, тормоза придумали трусы)). После перевала искупались в бодрящей водичке Средиземного Моря и дальше наш путь лежал по живописной дороге вдоль моря с небольшими подъемами и спусками, ехать по такой дороге одно удовольствие.
С берега видно красивый греческий остров Меис. И вот мы в Каше - месте где смешиваются воды Эгейского и Средиземного морей. Сразу на въезде в город нашли кемпинг и оставили Паху и Натаху готовить ужин, а сами поехали искать интернет для связи с родиной. Связались с друзьями, озадачили всех кого могли озадачить, доставкой паспорта и теперь нам осталось только ждать вестей. Пока мы ездили ребята приготовили вкусный борщ, какие же мы молодцы, что взяли свои продукты.
Зарядили все свои девайсы, приняли горячий душ, но не такой уж и горячий, но душ, а утром мы с Натали искупались в море - уж больно пляж был живописный.
Командор озвучил два варианта пути: 1й по хорошо уже нам знакомой D 400, 2й по грунтам и отмеченной на карте(единственной) велодорожке. Единогласно был принят вариант 2. Мы покрутили педали. Подъезжая к велодорожке встретили женщину, которая как-то странно на нас посмотрела, через километр мы поняли ее взгляд, но было уже поздно, возвращаться как-то не солидно. Велодорожка представляла собой горную тропу для коз, равномерно усеянную булыжниками, хотела бы я взглянуть в глаза тому, кто отметил ЭТО как велодорожка, хотя возможно турецкие велосипедисты настолько суровы....
Вскарабкались наверх, дорога «пошла по накатанной». Вел, хотя бы можно было катить, а не нести на себе, и такого безобразия 2 километра. Возле тропы в одной из ям Макс обнаружил козу - решили проводить спасработы, обвязали веревками рога и вытащили бедное животное. Как заметил Паша – это Аллах нас послал на велодорожку для спасения козы, Бог так не мог поиздеваться. Через два километра на дороге появилось две колеи усеянных булыжниками, как оказалось - это началась «хорошая дорога». Так получилась у нас единичка с элементами тройки, и кто-то когда-то все это назвал се ля ви, а Юра назвал таким красивым словом катарсис!
Наконец-то выгреблись на D 400 - какая замечательная дорога и чем она нас не устраивала?! Преодолев очередной перевал, спускаемся в село. Несемся на спуске, а вдоль дороги стоят люди с ружьями через каждые 10 метров человек 20, первая мысль - мы попали. Оказалось это охотники и весьма дружелюбные, так что спускались мы под салют из ружей. В первом поселке пополнить продзапасы нам не удалось экмек йок(хлеба нет), йогурт йок (йогурта нет), хот вотер йок (горячей воды нет), зато местные ребятишки от нашей компании были в восторге. Во втором селе гастрономическая ситуация была лучше. Перекус устроили за селом на скалах, ну просто зарисовка к фильму 12 стульев «— Отдай колбасу, дурак! Я все прощу! Отец Федор уже ничего не слышал. Он очутился на ровной площадке, забраться на которую не удавалось до сих под ни одному человеку... Сытые и довольные покатились (начался спуск) к Демре, жаль только пришлось притормаживать, по темноте не погонишь.
В Демре у нас была важная миссия - выйти на связь и узнать как обстоят дела с паспортом. Нам повезло и в первой же кафешке был wi-fi и хозяин гостеприимно разрешил поставить лагерь на его территории, там же, от местного, мы узнали, что в этом году было очень много велотуристов из Украины – приятно! Сеанс связи с родиной длился часа три, но нам таки удалось состыковать все пазлы – паспорт летит в Стамбул с туристкой Леной, спасибо всем участвующим и сочувствующим. Утро выдалось ветреным и холодным, в море шел дождь.
Мы молча одели чехлы от дождя – маневр сработал и выглянуло солнышко, а через пол часа мы уже купались в море. Водичка прохладная, но как же приятен сам факт, что ты купаешься в Средиземном море! И снова шоссейный романтизм по D 400.
Во второй половине дня путь лежал через населенные пункты и апельсиновые рощи, но поскольку полиции в нашем походе и так было много, обносить сады мы не рискнули. В одной из деревушек меня угостили целым пакетом апельсин, апельсины обладают удивительным свойством поднимать настроение, наверное, из-за их солнечного цвета. К Олимпосу мы по традиции подъезжали затемно. На дороге к нам подъехала полиция, у меня мелькнула мысль - вдруг нашли паспорт!, Но они просто поинтересовались, что мы делаем. Да, действительно, что делает 6 человек с велосипедами на дороге – это загадка, ответ «едем в Олимпос» их удовлетворил, и пожелав нам приятного вечера полиция удалилась. У поворота на Олимпос мы снова встретили этих же полицейских, на этот раз они не спрашивали что мы делаем, а подбодрили нас криками бисиклета go, go ! Стоянка была запланирована у подножия горы Химера, и по традиции ( не благодаря, а вопреки) проехав по развалинам ночного Олимпоса, преодолев песчаный пляж и реку в брод
мы добрались до места ночевки. Разбили лагерь и пошли смотреть на загадочные огни Химеры (филиал ГазПрома))), по легенде именно там находилась кузница Гефеста и место упокоения древнего чудовища Химеры, коего запрятал туда доблестный герой Беллерофонт. Позитивное место, хорошо посидеть под звездами у огня, в который не надо подкидывать дрова.
Также нам удалось зажечь свои огни на Химере. Утром лагерь разбудил жуткий вопль животного, как оказалось – это голосил петух, а по двору ходила курица без головы, странное место. Неспешно собрали лагерь и отправились осматривать руины Олимпоса.
На развалинах росло много лавровых деревьев, я не удержалась и нарвала домой на сувениры, а вчера один листик кинула в суп – запах стоял божественный)). В этот день у нас была запланирована «дневка» - пеший переход через хребет по Ликийской тропе. Но увидев начало тропы командор принял волевое решение - дневка (без кавычек). Лагерь разбили в небольшом лесочке перед началом тропы. И пока Наташа с Пашей готовили ужин, мы пробежались по тропе до черепашьего пляжа налегке. Естественно мы с Натали не смогли удержаться и искупались в лучах заходящего солнца на черепашьем пляже с черным песком. А в это время Пашу в очередной раз обозвали "дойчем" и пригрозили, что вызовут полицию, если он не погасит огонь. Но полиция к нам так и не приехала (хотя странно, мы уже как-то привыкли с ней общаться), а ужин Паша таки приготовил на печке Бонда.
Ходовой день, как всегда, начался с перевала, взяли его легко. А спуск нас особенно порадовал – затяжной, против ветра на спидометре было 56км/час. Сегодня по плану очередные руины – город Фазелис. Он примечателен сохранившимся акведуком,
банями и театром (хорошие у них были прорабы). Амфитеатр зацепил какие-то тонкие струны нашей души и тут Остапа понесло...мы устроили концерт с чтением стихов Пушкина, Ахматовой, Блока.
Излив свой творческий потенциал, продолжили путь до каньона Гайнюк. По дороге пополнили апельсиновые запасы в саду.  На ночевку стали перед каньоном в оливковой роще. Утром налегке осмотрели каньон- красивое место, захотелось побывать здесь летом.
На D 400 автомобильное движение стало оживленней, что заметно снизило удовольствие, встречный порывистый ветер (местами просто швырявший на обочину) сводил удовольствие к минимуму, а ремонт дороги вообще отбивал желание ехать, но план есть план. И выплеснув изрядную долю адреналина, когда на одной полосе тебя обгоняет автобус, и ты велобаулом цепляешься за ограждение, мы добрались до Анталии – конечной точки нашего велопутешествия.
В Анталии покупаем билеты: я с Максимом до Стамбула (надо забрать паспорт), а ребята до Денинзли – у них еще день в запасе и экскурсия в Памуккале. В аэропорту нас ждал квест «найди Лену»- это оказалось непросто, но паспорт у нас и мы едем в консульство получать справку, чтобы Макс мог вернуться на родину.
А в это время ребята, передремав пару часов в холодной гостинице, поехали осматривать восьмое чудо света - Памуккале. Описать это я не могу, так как это не мои воспоминания, но наверное это было круто, поскольку ответ Натали на вопрос "ну как?", был – «отрыв башки!» О Памуккале из уст Натальи:
Итак, осиротев на Инну с Максом, занялись насущным - а именно - куда пристроить рюки, чтоб посетить аквариум налегке. Задача оказалась непростой, ибо такого багажного отделения компании "метро", как в Стамбуле, а Анталии не оказалось. Проблему решили просто - попросили менеджеров "присмотреть" за багажом пару часов. Дабы "присматривать" было легче, а случайно прихватить - тяжелее - упаковали рюки попарно в велочехлы, пристроили к стеклянной стеночке и, довольные собой, помчались в аквариум. Не тут-то было. Бдительный полицейский перехватил нас у выхода с автовокзала и начал укоризненно лопотать по турецки и тыкать в оставленные рюки. Пришлось пройти с ним к стойке ребят из "метро" - которые уверили его что все нормально. Прошли мимо припаркованных лясиков (за ними бдительно присматривали два жандарма) и начали активно приставать к туркам на предмет номера маршрутки, которая провезет нас 3 км до аквариума (вот только сейчас я подумала - интересно, а почему мы не захотели поехать туда на велах???? - наверное это риторический вопрос сродни тому, что я задавала таща на себе вел и рюк по "велодорожке"). Разжившись номером (509) мы, постояв минут 5 и проводив глазами три маршрутки с неподходящими номерами, начали волноваться. Волнение вылилось в то, что при подъезде очередной маршрутки с неправильным номером Юра и Наташа кинулись к водителю выяснить, а не едет ли он к аквариуму. Водила радостно сказал - таки да, еду. Мы погрузились в маршрутку, заплатили по 6 (!) лир с человека и...сделали три петли по Анталии (полчаса), пока добрались таки до аквариума...ну что тут скажешь?!? Впрочем, аквариум по зимнему времени работал до 20-00, т.е. даже если бы мы не потеряли эти полчаса, попасть в него нам было не суждено. Расстроившись, решили попить кофе в "Макдональсе" и воспользоваться местным вайфаем для связи с родиной. Видеосвязь с Ромой уверила последнего, что у нас все хорошо, хотя выглядим мы стремно. Поскольку история с паспортом пока не имела окончания, просто поблагодарили всех участников передачи. Турки из "Макдональдса", ненавязчиво выключив везде свет, пытались избавиться от нас. Пришлось уважить их просьбу - тем паче, что кофе был выпит, а инфа получена-передана. Обратный путь на автовокзал занял положенных 10 минут. До автобуса еще было время и мы, разжившись какой то местной едой, на скамеечках перед стойкой метро ее и скушали - ходить куда либо уже совсем не хотелось. Стрелка часов очень неохотно ползла к цифре 23-00. Наконец-то прибыл наш автобус. Пристроили в него велы и рюки, загрузились сами, поехали... электронное табло над водителем каждые 20 минут пути показывало все менее утешительные цифры температуры за бортом - +1, -2, -4, -6, -8...на цифре -11 табло утешилось. Выгрузились в 3 ночи в Денизли. Не то, чтобы свежо - тупо холодно. Как такового вокзала со скамеечками не нашли - куча магазинчиков и столики по типу кафе...посему решили собрать велы, попить чаю да и ехать в Памукалле. Юрчик решил провести нас по промзоне - так короче. Так-то оно так, но вот эти турецкие собаки... такие огромные!!! и какие-то злобные. Дорога шла вроде как преимущественно вниз, но при -11 это вряд ли можно считать удачей... Встретили даже замерзшую лужу. Юра предупреждающе крикнул "лед" и Паша среагировал - прямо на этом льду нажал на тормоза...упал, но отделался легким испугом. Итак, около 6 утра, изрядно продрогшие, прибыли в Памукалле. Было пустынно. Только в пекарне сновали люди, да неподалеку от нее был открыт магазинчик. Купили хлеба, йогурта и чего-то еще, спросили есть ли кемпинг. Хозяин как-то неопределенно махнул рукой наверх...подкатили туда - некий кемпинг "Дельфин". Пустынно. Долго стучали. Открыл турок и сходу сказал, что горячего душа нет. Ну нам бы палатку где поставить было, да кипяточку...в общем сторговались "переночевать" у него. Номер большой - даже с работающим кондиционером было холодно. Какой там душ - у него и воды -то не было, даже в унитазе - все замерзло... В общем, полежав одетыми в спальниках где-то до 10 утра - мы решили, что хорош делать вид что спим - все равно вчетвером надышать в номере до состояния комфорта мы не смогли - пора вставать. Юра, открыв спальник со стороны ног, вставлял туда фен - грел нам с Наташей ноги. Было приятно - хоть чуточку тепла... Чудом разжившись горячей водой, героически пролезши через забор, в соседнем отеле (и тут же сделав из нее гречечку и кофе) - Юра окончательно разбудил нас. Завтрак был встречен кисло - особенно Пашей - потому как сортир все еще не работал в виду замерзшей воды... Кое-как перекусив, поменяв в зарядках очередную порцию девайсов, мы выдвинулись обозревать чудеса Памуккале. Заплатив за вход (20 лир с человека) мы были остановлены охранником, который отменно владел фразой "no shoes".
К сожалению, это была единственная фраза на английском языке, которую он знал. Мы, как люди продрогшие до костей, вежливо пытались ему объяснить, что нам как-то не улыбается ходить босиком при -10: сначала я ему говорила про резиновые тапочки, потом про тапочки для душа...видя мое фиаско Юра решил нарисовать непонятливому турку вьетнамки... но тот был непреклонен и все твердил как испортившаяся шарманка, добавляя в голос то патетику то отчаяние - "no shoes, no!" Как-то устав от этой непонятной игры слов мы смирились со своей участью и, покорно выдав обрадовавшемуся турку, - "ok, no shoes", были допущены далее - к ослепительно белоснежным травертинам. Ручеек оказался теплым (странный дядька - скажи он нам что "water is warm" - сэкономил бы кучу нервов!!!), а известковые отложения под ногами такими забавными - что мы тут же забыли все наши холодные неприятности (хотя лед на не прогретых участках - наличествовал). Мозг отказывался верить, что все это белое великолепие - не лед, и для передвижения по нему не нужны ни кошки, ни ледоруб...
Поскольку особых табличек не было мы вольготно гуляли где хотели и только когда не смогли взобраться по склону наверх вернулись с руслу ручья и пошли по нему. Как оказалось - мы бродили в недозволенных местах и стайку китайцев, охранник (неудачный день у мужика выдался!), раззувшись, гневно выгонял жестами, поскольку китайцы турецкого не понимали, а английская фраза "no shoes" на босых китайцев не действовала... Выбравшись по руслу ручья к деревянному помосту (официальное место, доступное туристам) мы присели передохнуть и чуточку погреться в лучах вышедшего солнышка. Наташа решила даже голову вымыть - ненуашо! - столько теплой воды зазря пропадает... В общем, мы неспешно медитировали, а наверху нас ждал огромный и довольно хорошо сохранившийся (кое-где отреставрированный, кое-где в процессе реставрации) древний город Иерополис.
Побывали в театре, некрополе, церкви святого Филиппа (к ней ведет хорошо сохранившаяся каменная лестница), храме Аполлона, в агоре (рыночная и церемониальная площадь), тщательно изучили устройство общественных уборных на входе в город (вход отмечен грандиозными византийскими воротами). Бродить по Иерополису можно довольно долго (следует отметить, что предприимчивые турки даже пустили мини-бусик для ленивых туристов), но нам надо было возвращаться, поэтому насмотревшись на северную,  часть издали, начали спуск по верхней кромке травентин, чтоб полюбоваться грандиозными видами сверху. Прошли мимо бань Клеопатры (вход 30 лир). Их непременно стоит посетить в следующий раз - так как выглядят они внушительно и стильно - ну чисто тебе античные римские бани... Итак, путешествие неумолимо приближалось к концу, и, чтоб немного скрасить горечь расставания с красотами Турции, я твердо решила ехать до Денизли своим ходом. Наташа с Пашей были категорически против (у Паши болело колено) - и потому решили разделиться - мы с Юрой едем своим ходом, а Наташа с Пашей на автобусе. Однако цена, запрошенная водителем бусика (50 лир за двоих), показалась чересчур высокой, и мы поехали вчетвером. Неспешненько - чтоб не сильно грузить Пашу, и по шоссе - чтоб избежать изрезанности рельефа. Проехав 22 км за почти 3 часа, мы покушали в кафе-зале ожидания Денизли, и принялись быстренько разбирать велы, поскольку нарисовался наш автобус. Благополучно загрузившись, вынуждены были заплатить 50 лир (забавный стюард бегал по автобусу и выкрикивал что-то про бисеклеты - обрадованно остановился возле Паши - однозначно признав в нем велосипедиста, и потребовал деньги за провоз велов). В автобусе был wi-fi  и я, чтоб не терять времени даром, принялась решать билеты для сдачи экзамена по вождению. Было удивительно - поскольку за окном мелькала скованная непривычными морозами Турция. Стамбул встретил нас дождем и каким-то непонятным местом, так что мальчикам пришлось минут 20 решать квест - "найди нужное багажное отделение компании "Метро"". Впрочем они справились - и уже в скором времени мы ехали в хостел к Инне. Макс, отправленный за справкой в консульство, заставил поволноваться, прислав загадочную смс "справка будет за". Хорошо, что мы опять немного заблудились в поисках хостела, и к тому времени когда дошли, Макс прислал вторую - "справка будет через 10 мин и я поеду в хостел к Инне на Таксим". Как оказалось - первая - просто случайно отправилась недописанной - так как Макс пользовался не своим телефоном. Из остатков сушенных овощей, по старой традиции, - в сковородке - сварили борщик по типу рагу. Поскольку Максима не было, а кушать хотелось очень - решили ему позвонить (воспользовавшись телефоном хозяина хостела) и получили очередной шедевр: "Юра! я в Турции. Тебе дорого мне звонить" 11 января группа воссоединилась в хостеле, Максим получил справку, и мы пошли досматривать что не досмотрели в Стамбуле. В Лалели взяли коран на русском языке, побывали в Голубой мечети (Султан-Ахмет),
побродили под дождем в парке Топкапы, ловя чудные панорамы вечернего Босфора, купили сувениры, откушали под Галатским мостом в кафешке вожделенный донер с рыбой и пивом, забрали  кирпич(!) и велики с автовокзала и все, прощай Стамбул. В аэропорту снова тщательно упаковали велосипеды и у нас есть пару часов подремать перед вылетом.
Это было чудное путешествие!

Спасибо всем участвующим в передаче паспорта, спасибо тебе великолепная страна - Турция!
Перлы похода:
- это вода не питьевая, это – артезианская; (местные)
- Как спалось? – Плохо, вчера выспался. (Максим)
- вея тут эхит? (Юра)
- ну мы походим и вернемся; (Инна местному торговцу)
- а не так уж все и выключено (Паша)
- не ну у меня только прабабушка еврейкой была по маминой линии (Максим)
- это мои ништячки (Максим)
- Хельо, а вы где? (Юра местному в телефон)
- Юра, тебе дорого мне звонить, я в Турции. (Максим)
- Максим, ты вытащил из палатки слона? (Натали)
- Вот вы меня понимаете? Нет?!?!, И я вас не понимаю!!!! (Инна жандарму)
- это Аллах нас послал на велодорожку для спасения козы, Бог так не мог поиздеваться! (Паша)