пʼятниця, 9 червня 2017 р.

The Dead South

Велопутешествие в Сумскую область
Почему-то длинные выхи возникли внезапно. Даже не так. ВНЕЗАПНО)). Как следствие - прямых билетов, на выуженную из закромов сумскую забаганку, не оказалось. Ну я не растерялась, и устроила развлекуху)) Кому - не сильно понятно, конечно, но в выигрыше, думаю, были все: потому как, пока мы ехали электроном до Павлограда, родился ПЛАН визуализации. Пофиг, что поход был еще не скатан - видео ОТЧЕТ уже маячил перед глазами. Народ на вокзале проникся разворачиваемым действом. Ну а нам - не скучно было коротать время до поезда...

"И был день первый..."
Вопрос, мучающий меня: "почему станция Смородино, если город - Тростянец?",  утром сменился более актуальным - где кофе? Хахатунчик, играючи в Павлограде колесиком, потерял гайку от эксцентрика. Так что по-быстрому пришлось решать ему новую, под вопли организма: "кофе, кофе, КОФЕ!"))
Околовокзальные магазины были не сильно дружелюбны (таких гигантских очередей не видели уже давно), но - напоили, накормили, и мы, подготовленные, подались в музей шоколада.
Пока мы туда едем, рассматриваем Круглый Двор и усадьбу Голицина, раскрою интригу))
итак, Смородино: может показаться забавным, но к названию имеет непосредственное отношение тот самый Леопольд Кениг, чье творение - Шаровка, так очаровало нас в другом конце благодатной Слобожанщины. Изначально железку Харьков - Сумы планировали тянуть значительно восточнее. Но к 1878 году в Тростянце работало много предприятий Кенига (в частности - рафинадный заводик - нынешняя шоколадная фабрика Монделиз Украина). Деньги чутка сместили линию: продав по минимальной цене землю под дорогу, магнат добился постройки станции в Тростянце. К тому времени в Винницкой (Подольской) губернии уже была такая станция, вот министр путей сообщения и велел переименовать. Ну а Смородино - так назывался хутор на околице Тростянца...
Круглый Двор - манеж для "цирка и хозяйственных нужд". В облике усадьбы - узнаваемые черты необарокко и изумительные деревянные детали интерьера...
Музей шоколада впечатлил даже не самой экспозицией, а харизмой его настоятельницы. Более живого, эмоционально и познавательного рассказа - я не слышала...
Корова Милка оказалась не шоколадной. Разочарование. У Монтесумы - погрызен нос: со слов смотрительницы, некий ретивый юный следопыт не смог сдержать себя и... был жутенько расстроен (до слез!): ведь фигуры отлиты из шоколада без добавления сахара (чтоб не портились), и чрезвычайно горьки на вкус...

Процесс извлечения кофе из экскрементов слона меня потряс. Да уж, "черный бивень". Эзопы)) Тут же возликовала, что в экскурсии отсутствует дегустация))
Итак, решив - не хлебом единым - вкрутили. "Будет весело!" - говорили они. И да - было: Нескучное. Похожий на таинственный дремучий лес, дендропарк радовал своими синглами, удачно подчеркивающими рельеф склонов разной крутизны.
Озера художественно окаймляли стройные корабельные сосны по берегам. Солнышко начало очень робко пригревать, навевая мысль расстегнуть курточку))) Июнь. Такой июнь))
Грот нимф встретил замшелыми камнями замкОвых разрушенных сводов.
Сооруженный с столетию Полтавской битвы, он служил местом отдыха. Говорят, попасть сюда можно было только на лодке. В сводах крепились факелы, разряженный в костюмы люд развлекался театрализованными постановками (ну не было у чуваков интернета!))). 
 Собственно почему и добавились "нимфы" в названии. Сейчас место таинственное и мрачноватое. Подземные ходы недоступны (были засыпаны в свое время песком). Обескураживает тот факт, что кирпичный купол толщиной 1,5 метра, был разрушен уже в мирное время - в  середине прошлого века: снесли боеприпасы, оставшиеся после войны, да и подорвали...

Проведали почти 7-метровый (хм... а сколько ж это будет в Хахатунах-то?) дуб, и, завершая  обозначать треком совсем обмелевшую речку Тростянку в цепи трех озер, выбрались на оперативный простор.
Солнечные, прозрачные дубравы с сомкнутыми в вышине сводами, настоянный аромат цветущих акаций, принаряженных белыми гроздьями - на меже леса и поля, луговая летняя разноцветность - ромашка, шалфей, клевер, расторопша, цикорий, васильки...
Суровый апхилл правым высоким берегом речечки Буймер - полная гармония этимологии и ландшафта. Ширь, даль. Гул. То ли комары, то ли пчелы. Ветер. Свежий такой, разумеется - встречный. Запах дыма... Кто здесь? Огромные коптящие цилиндры - бочки.

Древесный уголь - ценный продукт (куда же мы без шашлыков?))) В кустарных условиях надо обладать определенной ловкостью, чтоб реакция пиролиза (термическое разложение при недостатке кислорода) не превратилась в обычное горение. Собственно этим и занимаются углежоги - контролируют процесс)) Дрова нужны сухие, по мере разгорания надо подкладывать новые, по степени заполнения надо регулировать доступ воздуха. А потом - закрыть и ждать, пока процессы в емкости не прекратятся. Братья-китайцы, кстати, даже поставляют оборудование. В общем - жги не хочу!)).

Лично мне бросилось в глаза, что дров рядом с печами - чуть. Кажись березки были, да. Кору с них снимают, прежде чем отправлять в печку - дымит уж больно...
А ветер все дул и дул. Этот факт добавлял  бонусов лесным тропинкам, даже не взирая на комаров. Собственно их наличие выяснялось только во время остановок. Потому решили свернуть в лес и не останавливаться))
  Тут заднее колесо Сержевого Спеша, не иначе как сговорившись с голодными членами банды, начало спускать. Нашли  ветровую тень на опушке в развилке дорог  и пообедали. Да-да: когда велосипедист не едет - он ест))
Малые речки в красивых разновысоких берегах разбудили каких-то странных пчел. Я все пыталась определить куда текут Буймер и Олешня, каким же все таки мы берегом едем. Слово "орографически" тоже не давало покоя. Попустило,  когда двинули вдоль Будилки - она, слава богам!, течет не в меридиональном направлении))
Эффект Бэра - объясняет ассиметрию берегов рек: размывание правого берега рек северного полушария, текущих в меридиональном (с севера на юг или наоборот) направлении за счет воздействия силы Кориолиса. Однако для рек сила инерции воды превышает силу Кориолиса  на порядок (а то и больше). Закрадывается подозрение, что Бэр был неправ со своим принципом.

Эти высокие материи отвлекали меня от подъемов)). Так незаметно и крутила до верхушек. Вид - завораживающий, ветерок - бодрящий, луговые травы разноцветными салютами приветствуют. Блаженство.
Бывшая площадка авиационно-химических работ, заросшая осотом, бетонной ВПП бодро бежала в облака . Почувствовали себя самолетиками и воспарили - типа асфальтик подвалил)) В дырочку, в выбоинку. Так и хотелось - оторваться от земли))
В селе Будилки, атаковали магазин, расположившись под йоштой. Резные забавные листочки и не менее чудные грозди завязей вызывали когнитивный диссонанс - это ж с чего крыжовник так поперло в рост? Очень правда может быть, что было это что-то другое, менее заморское и невиданное, но гугля сказал - йошта!

"йо" - с немецкого - начало слова "смородина" (кажется тут зреет какой-то заговор, м?). "шта" - крыжовник. Вывели этот гибрид черной смородины и двух видов крыжовника немецкие селекционеры. Растение устойчиво к морозам, неприхотливо в уходе, чуть менее полезней смородины, чуть более  - крыжовника. Урожайное.

Массаж для расструски-утряски)) Шаринг песчаными тропами вокруг Лебединского озера  в поисках годной площадки под лагерь - палаток у нас аж четыре - полянка нужна приличная. И уже через полчасика в противопожарном рве уютно горел костерок, над ним активно булькал кабачковый суп, четыре палатки- грибочка украшали опушку, а кони и всадники наслаждались покоем. Порознь))
Ночью замерзла в летнем спальнике О_О. Поскольку из теплых вещей была только курточка - пришлось спать в ней. Зато развенчала собственный миф, что мембранка не греет в спальнике.
Живи, учись... ааааа! все равно в шишках ходить))

"О лебеде исчезнувшем..." 
Холодный воздух и теплая вода рисовали утреннюю идиллию под поспевающий на костре кофе. Лагерь спал. Солнышко без помех купалось в озере, проявляя сквозь белесый туман пастельные голубые и розовые оттенки. Отражения и реальность перетекали друг в друга, преломлялись в мелкой волне, случайно поднятой ветром.
Тихонько шелестел камыш, всплескивала рыба, тени лысух скользили по глади. Холодный воздух... растворялся в аромате кофе, и забирал с собой ленивую безмятежность утра: в путь, приключения ждут!
Лебедин - город военных. 3 пусковых подвижных грунтовых ракетных комплекса с твердотопливной  двухступенчатой   баллистической ракетой средней дальности полукругом прятались в окрестных лесах. Утверждают, что с воздуха базы не просматривались. Даже склонна этому поверить - узенькая бетонка идет сквозь густой, но пронизанный солнцем лес (дубы, сосны, березы, грабы), как туннель.
Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции, либо с одной из подготовленных в геодезическом отношении полевых позиций.
Бетонный пусковой стол зарос деревьями. Таких столов на базе было четыре и каждый был рассчитан на 4 пуска. Периметр стола огибает система водоводов. Воду использовали в качестве защиты: заливалась вся поверхность стола в момент пуска ракеты, чтобы не выгорали кабели.

Почти целый ангар охраняют злобные шершни, подходы засажены молодыми сосенками, которые скрывают страшные рвы выкопанных кабелей: "Все выглядит неестественно мирно, как в кино, когда ждет западня..."
Пожалуй с цитатой я погорячилась, но совсем немножко. Потревоженная техногенность попыталась швырнуть нас в непролазность. Тропинки, виляя  березовыми и сосновыми рощицами,  ярко-розовыми полянками кипрея, растворялись в зарослях папоротника и густом подлеске... Фрирайда вышло, однако, совсем чуть-чуть. И то, потому что было узенько протискиваться с баулом. Прочтя на березовой поляне мантру-заклинание, команда была выпущена на грунтовку.
А еще через время мы  с удовольствием троллили байдарочников на Псле своими киношными заморочками))
Солнышко раскочегарилось, хотелось пить. В Межиричах споткнулись о магазин, и решили пообедать. Однако в вожделенной тени пронизывал холод, потому устроились на ступеньках местного клуба и нежились на солнышке. Сплошные контрасты.
Против ожидания, дорога к Шелеховскому озеру началась с нехилых таких апхиллов. Панорамная ширь заставляла ахать и вглядываться вдаль - бескрайняя волнистая долина всех оттенков зеленого, прорезаннная лентой дороги.
К озеру вела отличная грунтовка, а говорили, что место труднодоступное))
Колесо Спеша опять капризничало, что смогло подарить нам медитативность. С высокого берега открывалась чаша озера в обрамлении леса. А на противоположном берегу белый журавль грациозно вышагивал по мелководью, обедая.

В пользу ледникового происхождения озера говорит ландшафт - добираясь, мы пересекли два кряжа (генштаб говорит о четырех в окрестностях)). Вероятно, отступая ледник сдвинул горную плиту и перегогородил выход талых вод. Впрочем, холод воды сильно преувеличен - по ощущениям что тут в озере, что на Псле, была она одинаково бодрящей. Озеро огибает тропиночка-сингл. Места тут рыбацкие. В дальнем, северном, конце есть родник. Из озера вытекает ручеек и образует в Межириче ставок.
Выбирались мы с озера как-то болезненно - нужная тропинка никак не попадалась на глаза, а навигаторы упорно твердили, что если ее не найти, то пропадем  в этих сильно кучерявых горизонталях карты. Вход  нашелся  в низинке, рядом с болотцем. Из-за влажности сильно заросший. Поднялись чуть повыше - тропа отчетливо взбиралась на водораздел. Слева круто, справа круто, а мы, знай, пихаловим себе потихоньку. В дождливую погодку - веселья тут - через край, надо полагать))
Кирпичный завод в своем запустении был интригующ: стопочки не обожженного кирпича и пара-другая кирпичин, не снятая с траспортера, спорили с тотальной ржавчиной и буйной травой.
Разбрелись и щелкали. Кто фотиком, кто клювом)). Я, например, залезла повыше - чтоб углядеть  карьер, где сырье добывали для производства. Кирпичный завод был не единственным потребителем глины. Славились Межиричи своими гончарными изделиями.

На заводе работало не много не мало - 15 человек. Технология обычная - ленточный пресс да круговые печи. Кое-где не выгруженный кирпич в печах остался: при известной доле воображения казалось оживет сейчас транспортер, наполнятся рамки кирпичами, обретет завод жизнь... Необычной являлась местная керамика, изготовленная по технологии задымления - посуда получалась разная — от темно-коричневой до черной с серебристым отливом. Что любопытно, одна из технологий дымления напоминает технологию углежогов: восстановитель(дрова или смола) закладывается  при температуре около 700°С в печь и  все отверстия  закрываются так, чтобы не было доступа кислорода..

Песчаной дорогой двинули дальше. Не то, чтоб сильно так уж вязли, но груженный баулом зад вилял знатно. Есть великая сермяжная правда в перемещение на велике с баулом: так славно и легко кАтится, когда его снимаешь))
Ворожба замаячила Спасо-Преображенским храмом издалека. Кирпичная церковь и надвратная колокольня выделяются своим красным цветом на фоне окружающей зелени.

Ансамбль Спасо-Преображенской церкви стал кирпичным в конце 19 века. Перестроили столетний деревянный сельский храм. Церковь трехкупольная, является репликой знаменитой  Покровской церкви в Ахтырке (1753-68 гг.)

В магазинчике прикупили еды - к вечеру воскресенья  время работы сельмагов, как правило, сокращается))
Второй раз за день пересекли Псел - то ли мы синусоидами трек наворачиваем, то ли река меандрирует)) Этот мост забавный - понтонный. Под нами заметно просел. В месте затора - так вообще понтончик под воду спрятался, пугая Хахатуна)) Много народу - и рыбаки, и просто отдыхающие. Журили нас - мол де не спортивно мы катаемся по срезаловам...
Выбрались из заказника и внезапно обрели под колесами идеальный асфальт. Слева, на извилистом берегу Псла, высились "скромные домики" (вот и объяснение хорошей дороги). Так и катились с ветерком через орнитологический заказник. Журавлей, правда, не видели.
Зато встретили двух сестер-ворон-велосипедисток. Один велик у них беспомощно лежал на асфальте и молил о пощаде. Причинить добро не получилось - в результате 15-минутных уговоров (Юрчик даже прыгал на звездочках, чтоб подровнять чутка). Конь сначала взбодрился и бодро поскрипел, влекомый хозяйкой на гору. Но не осилил. Веселые дамы (ну значит поедем в гости в следующий раз) повернули коней в поводу домой, в Патриотовку. Мы же спустились в Низы. Символично)
Тут в свое время летом отдыхал Чайковский. Есть его музей в здании усадьбы Н. Д. Кондратьева (конец 18 века). Ни усадьба, ни парк не впечатлили (или мы устали уже от впечатлений) и, закупив воду и немного послушав шум ГЭС (танцевать нашу мантру в ее струях никто не захотел))) двинули берегом Псла по заливным лугам искать ночлег.
Этот, последний рывок за день, был почти фрирайдным, потому первая же встреченная большая полянка была признана годной, несмотря на болотце рядом. Огромные злющие комары радостно ужинали, пока мы только собирались это делать. Что удивительно, к нашему ужину комары вежливо ретировались. Надо полагать ушли спать в свое болото и не жужжали!))

"время перейти эту реку вброд!..."
А утром я таки поплавала в Псле среди кувшинок. Не тех, которые беленькие. Маленькие, желтые, лаковые, полураскрывшиеся головки так трогательно и мило тянулись к теплу и солнцу из студеной воды))
Черно-белые коровы, пасущиеся на лугу в излучинах междуречья, старая усадьба-школа и деревянный сарай петровских времен на каменных сваях - утро началось активно.
Березовая роща вызвала кучу восторгов и визгов, но, как место потенциальной ночевки, не годна - населенка чересчур близко. А потом был изумительный сингл вдоль высокого берега Псла в лесном туннеле. Восторг не передать словами - петляющая хорошо укатанная тропинка-дорожка то взлетала и в просветах была видна неспешная река в обрамлении берез и осин, то падала в разнотравные луга, где встречались микробродики. И велосипедисты))
До Сум добрались незаметно. Почти внезапно очутились в центре города. Очень порадовали указатели на перекрестке: влево - ФЦ "Барса", вправо - химчистка "Милан".))
Тепло разморило группу и, вместо неуклонного движения треком на Голубые Озера, мы неостановимо двинули в магаз. После восстановления электролитов план был как-то ловко перекроен. Группа должна была разделиться, проводить друг друга красотами города и, нежно расставшись на укромном берегу Псла, воссоединиться уже на вокзале. План был хорош всем, но не учел специфику планирования трека и пришлось нам вместо подъема по лестнице в надцать пролетов фигачить по ней вниз. Действо вызвало во мне легкую истерику - спускаться с груженным велом по железным ступенькам в контактах у меня получается крайне плохо)) легкую истерику же в группе вызвал предполагаемый мостик - вполне цивилизованный деревянный настил на трубопроводе был надежен, но вот подъем на него(кстати оборудованный средствами безопасности в виде вертикальной лестницы с полукруглым обрамлением защиты!!!) мало подходил для груженного велика.
Беды в том не было, ибо в полукилометре был нормальный автомобильный мост))) и все бы ничего, если б сингл вдоль Псла между этими двумя мостами не перегородили два огромных бревна. Группа легко просочилась через них, а я застряла)) и потянула ахилл((
В общем, слегка поистрепавшись, ребята остались вкушать на берегу, а мы с Борисовичем подались догоняться песками. Тропинки были мегазачетными, но многолюдными. В виду выходного дня, казалось, все сумчане жарят шашлыки в сосновых перелесках рядом с чудными песчаными пляжами))
Последовали их примеру - вода оказалась очень холодной (утром мне как-то теплее было плавать), согрелись и поехали обратно досматривать городок.
 В роскошных тополях стоит на Луке заброшенная усадьба Линтваревых. Обнесли легким забором, в восточном флигеле устроили дом-музей Чехова (он тут гостил). Усадьбе и Западному флигелю повезло меньше - до их реставрации дело пока не дошло.
На окраине Сум  Псел течет по просторному лугу и делает крутой поворот к югу, образуя излучину. Это Лука, древнее место с остатками старого городища, которое принято связывать с древним городом Липовецком. Тут, у подножия крутого склона, в парке, располагается усадьба помещиков Линтваревых. Сейчас главный дом усадьбы одноэтажный, с мезонином, прямоугольный в плане. Подвал перекрыт цилиндрическим сводом.  Все фасады симметричны, в стиле позднего провинциального классицизма. Украшения лаконичны: карниз на дентикулах и треугольные сандрики над прямоугольными окнами. Почему-то вспомнился "Дом с мезонином"))


Под занавес починили змеиный укус Куба)). Успели все - даже еды купить в поезд.

Гармоничный получился ТРЕК. Без особых сложностей и очень живописный.
Из не выполненного - неосмотренная 500-летняя шелковица в Межиричах. Вероятно потому, что еще не поспела...
Из забаганок, не попавших в трек - Михайловская целина.
Далi буде!
п.с. Ах да! собственно ВИДЕО

Немає коментарів:

Дописати коментар