вівторок, 12 липня 2016 р.

спектр

Сплав Измаил - море

"...нежность воды - надежней всего, что я знаю..."
Б.Г.

еще позавчера, встав рано утром, мы спешно собирались - на горизонте маячили мрачные тучи, обещая дождь. и, хотя каякерам - всегда мокро, мы были рады, что успели упаковать вещи до него. отчаливали  под бодрый плеск капель по воде лимана. дождик иссяк, едва мы ступили на берег перед мостом, где нас ждал Слава...
а потом была невероятно душевная (и настолько же - ухабистая))) дорога  в Татарбунары: под притишенную годную музыку два дядьки-балагура Слава и Саша не давали нам грустить, расставаясь с морем и каяками. милая, слегка щемящая сердце обстановка, сглаженная харизмой измаильчан, завершала наше удивительное путешествие по Дунаю и морю, и  не верилось, что всего лишь неделю назад мы, едва познакомившись с ребятами вживую, отправились в наше путешествие...

красный (понедельник)
поезд, маршрутка, машина Саши, точка старта - измаильский пляж. слегка зажаты - мысль о недавних вспышках инфекций настораживает, что, однако, не мешает запущенному механизму: "в походе все стерильно")) и вот уже, в ожидании лодочек, мы отчаянно смело кушаем мирабельку из прибрежного сада. немытую, разумеется))
Слава привозит лодочки. выбираем каждый себе по вкусу. пакуемся слегка неуклюже: вместо горной привычки - запаковать все в один рюк, надо осваивать другую - разбросать шмот, снарягу и еду равномерно по отсекам. и не нарушить развесовку каяка при этом!))
красная ленточка старта - перерезана, наши пять лодочек выходят в плаванье...
слегка "неголубой" Дунай сразу порадовал течением (уклон Дуная, почти в 2,5 раза больше уклона Днепра), порт - впечатлил техногенностью и чувством юмора портовых рабочих: над нашими проходящими головами слегка покачивались сверху огромные ковши)),
Саша рассказывал про дунайское судоходство и истории встречаемых корабликов, попутно отмечая движ пограничного кораблика на румынской стороне, стая огромных пеликанов кружила высоко в небе...
в общем, 23 км до Татару прошли как-то быстро и ненапряжно.
дул свежий ветерок (что обещало уменьшенное количество кровосисей)), егерь любезно предоставил нам верандочку дома для приготовления пищи в ветровой тени
и вот, в первый раз за день, мы до отвала наелись плова. уж не знаю почему мне так остро хотелось отметить начало путешествия этим блюдом, но задумка оказалась очень удачной))
Татару имеет статус регионального ландшафтного парка, и вообще остров, в теперешнем его виде, - очень редкий пример того, что вред от активной хозяйственной деятельности человека может быть исправлен. в 60-х годах прошлого столетия тут были дамбы, строились поперечные каналы для осушения внутренних водоемов. антропогенная нагрузка была велика: зерновые поля, коммерческие посадки тополей, зарыбленные пруды... но экосистема дала сбой, а тут и кризис подоспел. в общем, вовремя спохватившись, энтузиасты, при поддержке wwf (всемирного фонда охраны дикой природы), добились выделения средств - дамбы были снесены и потихоньку, путем естественных весенних паводков, остров принял свой первозданный вид: чаща пойменного леса, скрывающая в себе внутреннее озеро.
остров дарит нам чудный закат,
и мы, умиротворенные, отправляемся спать, поставив будильник на "за полчаса до рассвета"))

оранжевый (вторник)
раннее утро прохладно - но, согретые кофе, мы переносим каяки в канал, и по нему, заросшему дремучими зарослями, выходим в озеро - тут царство кувшинок. нотка разочарования - раскрытых цветиков еще нет - солнышко только-только пробивается на горизонте, за озером. замираем в тишине: нельзя тревожить плеском весла сакральное ожидание восхода.
медленно меняется цветовое решение нашей сцены - розовый-оранжевый-желтый. взошедший над озером шар, подчеркивает тени - и, на какой-то миг, окутанная солнечным светом листва шепчет про грядущую осень...
отражения глубоки, высвечивают скрытую сущность - оказывается у Сани не одно, а целых два весла! - вот в чем секрет его неторопливо-мощного скольжения по воде...
на обратном пути - не удержались, и зашли в озеро еще разок - ах! ну какая-же неземная красота эти кувшинки...
омрачила утренний восторг атака комаров - когда мы переносили лодочки из канала в Дунай. потому быстренько собрались и покинули гостеприимный остров. завтрак решили упростить, ну т.е. перенести. ужин-то был сытным, а ночью мы не гребли))
шлось забавно - доставляло буквально все:
- ну вот слева, в зарослях, мелькают пограничные столбы, значит мы - за границей?)) вот и катерок румынский приграничный за нами тихонечко рысит... правда рядом со своим, правым берегом))
- или вот эти мангровые заросли! Саша говорит, что это просто частые дожди провоцируют высокий уровень Дуная. но... они так непривычны, так загадочны, что даже испытываю... разочарование, вломившись в них и не встретив крокодила!))
- а стрекозы? их два вида. одни обычные, зеленые с прозрачными крылышками. а другие - изумрудные, с забавными крыльями цвета индиго, складывающееся одно-на-другое.
в общем, за дунайскими чудесами незаметно подошли к Килие и вспомнили... про обед. высадились, прикупили вкусняшек, набрали мирабельки (ну что ж поделать? ее в здешних местах - вида три. и все необходимо продегустировать))). восстановив силы, бодро погребли дальше, однако встретили нас... матрасы: это небольшой (метров 150) укрепленный хитрым образом берег: в сетку, соединенную молниями(!!!) залит бетон.
конструкция коварная: скользкая и в сухом, и в мокром виде. но все равно - решаем высадится и искупаться, памятуя о том, как душевно плавалось тут в прошлом году. однако местный Дунай перенял коварство у своего высокотехнологичного берега - течение оказалось настолько бурным, что против него справилась тока водоплавающая Жека мощным кролем))
следующая наша высадка - остров Ермаков.
он расположен между Соломоновым рукавом и Килийским гирлом. у него - сходная с Татару история - остров был окружен дамбами и осушен, на нем разводили коней и пасли коров.  после раздамбования на острове появились заливные луга, неглубокая вода - и, как следствие, мелкая живность, привлекающая тучи птиц. за ними мы и фотоохотились, устроив короткую передышку)). кстати wwf помогает Украине восстановить практически утраченную в стране породу коров "украинский серый скот". этих светленьких буренок завозят из Европы и выпускают на дунайских островах. в дельте Дуная - это распространенная практика - выпустить животных на остров и время от времени проведывать)) питаются они преимущественно молодым тростником.
удивило наличие жесткой стерни. никак не могла постичь - что оно? оказалось, что молодой тростник (тут его называют папура), кроме всего прочего, ценный строительный материал, особые модники на западе из него нонче крыши кроют. но нужны только молодые растения. варварский способ сжигания старых зарослей - строго-настрого запрещен. вот и выкашивают его. о как!)
еще одной достопримечательностью острова - статуей веселого коня - мы насладились чуть ниже по течению. много смеялись. какое-то жутенько оранжевое настроение напало!! ну ведь забавное выражение морды у животного, м?))
дневной километраж перевалил за 55+, мы приближались к Вилково
и, дабы сократить утренний переход, заночевали в затоке в виду порта на мысу. купаться тут было несколько негуманно из-за жестких водорослей-мочалок, густо устилающих дно, да и комары нас вечером просто грызли, несмотря на репелленты, но закат  был неизменно хорош, ровная площадочка под палатки - нашлась, а что еще нужно усталым путникам?

желтый (среда)
Вилково встретило колокольным звоном церковки-прячушейся-в-кустах. мы чинно и благородно вошли в протоку и дальше Саша нас водил Вилковскими дорогами-каналами: они связывают продольно-поперечной сеткой два рукава Дуная.
Вилково основали липоване-староверы, и что самое невероятное,  здесь есть еще люди, живущие таким вот старым устоем: дом, церковь, рыба...
люд, встреченный в каналах - дружелюбный, все здороваются, моторки притишивали ход, пропуская нас на веслах, а одна тетечка, яростно макавшая собачку на поводке в реку, весело рассмеялась на мое замечание: "герасим! отпусти. я лучше сама утоплюсь!"))
еще более невероятным является отсутствие водопровода и канализации, впрочем, если вдуматься, то в замкнутой системе просто необходимо строго соблюдать гигиенические нормы и правила. Дунайская вода непрозрачна (ил и взвеси, собранные со всей Европы оседают и образуют новые косы и острова в дельте), но - чиста. однако, не все каналы полностью судоходны - мы пробирались каким-то странно-густым заросшим полем водорослей: судя по всему, те каналы, что не чистят - заиливаются и зарастают.
прикупили рыбы, персиков, воды и отправились Анкудиновым рукавом к морю. канал извилист,
проходит дачами и дунайским биосферным заповедником. развлекли нас на нем плывущие яблочки - пересортицу хозяева дач сбрасывают прямо в канал, чтоб на участки не наведывались кабаны за лакомством. шлось ненапряжно, но как-то скучновато - однообразный камышовый берег справа вводил в транс. потому, "0 км" возник как-то внезапно))
вообще-то все реки меряют от истока к устью. но это же - Дунай!)) горячие головы в Шварцвальде, у истоков, так и не смогли договорится о точном начале реки (вики выдает почти мистический рассказ о подземном участке Дуная, который выбирается наружу Аахским ключом), потому отметка красуется в одном из рукавов устья, обращена она при этом лицом в реке, а не к морю...
веер лодочек на нулевом километре. мы дошли до устья. мы выходим в море!!!
моречко слегка волновалось, но нам надо было только "зайти за угол" Потаповской косы, чтоб не злить егерей палаткой. под раскидистым лохом - выгрузились. Саня с Юрой занялись ухой, Жека - плаваньем, а мы с Олей наслаждались новыми ощущениями от управления каяком в его естественной, морской, среде обитания.
уха у Саши, по особому минималисткому рецепту: рыба, лук, морковка, помидор, петрушка, - получилась очень вкусной, и ... изысканной: горкой лежала рыба, которую необходимо было макать в чесночный соус и запивать ухой... из чашек. век живи - век учись))
утомленные, провожали желтое солнышко за реку. желтый - цвет разлуки - мы прощались с Дунаем, нас ждало море...

зеленый (четверг)
утро прошло в установленном формате - кофе, сборы, выход.
ветер, волны, тучки - нормальная ходовая погода)) однако как только прошли Потаповскую косу, задуло значительно сильнее и мы спрятались в одноименный канал. меня сильно болтало,  и вот, впервые, оценила удобство скега. очень впечатлили  бакены для причаливания океанских судов: огромные железные бочки трехметрового диаметра, прыгающие мячиками по воде. перекусили у  рыбаков,  и, под начинающийся мелкий дождик (дождь в дорогу - это годная примета!), окончательно покинули дунайские берега, свернув узкой протокой налево из канала Прорва и отважно вылились в Жабриянскую бухту.
погода казалась суровой -  нас ожидали волны типа зыбь - хаотичного движения, встречный свежий ветерок и сеющийся дождик. начало не задалось у Жени - но Саша быстро решил проблему - оказалось, что в экспрешене просто выпал скег - вот Жеку и крутило в волнах. обретя уверенность -  лихо рассекала волны впереди планеты всей)). но тут Оля стала уходить в море - идти на боковой волне было страшновато, и Саша переместился для контроля к ней. Юрка лыбился на все 32 и снимал действо гоупрохой. а я  - сосредоточенной гребла)) итогом было откровенное развенчание теории седьмого и девятого вала))
на подходах к Приморскому сначала иссяк дождик, потом стало попускать ветер. когда причалили - уже и волны были не теми хаотичными валами 1,5 м высотой - море отливало изумрудным.
адреналиновая буря спадала под солнышком, провизия была закуплена и мы неспешно подались в поисках более уютных мест в сторону Катранки.
удивительно, но никто из нас не обратил особого внимания на столь резкую смену погоды: благодарные морю за лояльность, мы просто наслаждались прозрачной водой, легким бризом и скольжением в этой благодати!)
утомленный закат (светило падало в тучки, как в мягкую перинку, за озером Сасык))), молодой месяц и неизменные комары, как и утро, вечер прошел в установленном формате))

голубой (пятница)
выспавшееся солнышко, усугубленное утренней прохладой, бодро звало нас на фотоссесию. что и осуществили.
однако зябкость победила и мы ... устроили полудневку, проспав до 7))
как же разительно отличалась эта голубая, бликующая на солнце гладь от вчерашних страстей!
сплошная идиллия и эйфория)) воспользовались промоиной и зашли в Джантишейское озеро - дальний берег белел пеликанами и лебедями, чернел уточками, а гладь с неслабым течением была усеяна перьями жар-птиц))
идти по зарослям водорослей было трудновато, потому старались лавировать проточками. Саша с Юрой вовсю снимали, а мы, за неимением дальнобойной спецтехники с мощным зумом, просто наслаждались парящими среди белых пушистых облаков громадами.
завораживающее зрелище!! было жарко.
пока под мостиком ждали наших гонцов за провизией - умудрилась подрумянить пузо: неподвижно сидеть в лодочке в полном экипе было невозможно. освежились (а говорят, что женской дружбы не бывает!)))
и двинули на стоянку за Катранкой. невообразимо прозрачная вода манила плавать, море размерено дышало едва уловимой волной, потому шли мы не очень долго - и, захватив Роста с Налу, устроили бивак под единственной опорой на многие километры пляжа - чтоб растянуть тент и создать немножко тени. солнце изнуряло))
экспериментировали с Налу
(очень удивила вместительность этого компактного оушен каяка), попробовала Алхимика - очень понравилась лодочка - прям вальсы на ней можно танцевать, хотя умения, конечно, не хватает... смотрели мастер-классы от гуру.
а потом Рост наловил нам рапанов! в общем-то я знала, что этот хищник передвигается по дну, но почему-то мне казалось, что для ловли их нужен акваланг - ибо живут они глубоко. а оказалось, что глубоко нырять и не нужно: достаточно добраться до косы в отдалении от берега, одеть маску - и вуаля! и пусть в приготовлении они не быстры: варить их необходимо аж 45 минут (благо, что можно это делать в морской воде), капустный салат с ними оказался очень вкусным. еще одна неизведанность перешла в разряд "хаживали, знаем"))
море светилось огоньками рачков в прибое, звезды пронзительно глядели с небес, народ общался на пляже, а меня - сморил сон))

синий (суббота)
пасторальное утро - абсолютный штиль, зеркальная гладь.
а рядом на озере - хоровод пеликанов: собравшиеся в огромный круг птицы загоняют рыбку в центр и с аппетитом ее уплетают. равномерный гул действия - усугубляет его масштабность. сходила на Зефире за горизонт. лодочка не впечатлила. возможно потому, что не подогнала под себя упоры. сидеть было очень неуютно. но бесконечная гладь впереди и особая тишь - даже звук легкого прибоя затих, - что может быть лучше для медитации? очищение, причащение - очень тихо скользить разноцветной морской водой (участки глади и ряби, отличаясь оттенками, причудливо переплетались). даже маленькие одинокие чайки в море оказались совершенно не пугливыми - проходила в полуметре от них - только головой покачивали!))
собрались и пошли в сторону тузловских лиманов. строго говоря, эта группа соленых озер, тянущихся вдоль косы на многие километры, лиманами не является, так как не имеет постоянного выхода в море. кое-где возникает перемой, который искусственным путем расширяют, но, как правило, они быстро заносятся песком.
утренняя пастораль не покидала нас - несмотря на попутный ветер, веслами мы перебирали едва-едва. штиль приспал бдительность и я вовсю наслаждалась, фотая огромный птичий базар в море. синее на синем - цвет надежды и судьбы, мудрый взгляд в прошлое и будущее...
в виду Рассейки - ускорились. оказалось, смотреть на усыпанный телами берег с воды так же неприятно, как и с берега. кроме того, на акватории то кто-то плавал на катамаранах - горках, то бороздил волны моторками. вздохнули с облегчением, когда берег опустел и показался красненький шаганский маяк.
зачалились в километре дальше от него - не то, чтобы устали, просто необходимо было перетоптаться и ужасно хотелось снять с себя противосолнечную защиту и окунуться в мокрое и соленое морько.
Саша предложил прогуляться до промоины пешком - как я понимаю, не будучи уверенным в ее существовании, чтоб без проблем зайти в Шаганские лиманы каяками.
с удовольствием шла в прибое - без велика, без водорослей, по детски громко шлепая босыми ногами в прибрежной волне - ну ведь здорово же! особо восхищало небо - какие-то совершенно сюрреалистические картины рисовали перистые облака, предвещая смену погоды.
она и наступила: неуловимо, почти мгновенно, за 2 часа пасторальный штиль сменился на неслабый ветер (16 м/с сказал потом Саша) и еще более неслабую волну. до полной зловещести, правда, картинка не дотягивала - поскольку светило солнце...
в виду очевидной тяжелой работы - перекусили)) Саня выдал четкие инструкции: в прибой не заходим, далеко в море - тоже, идем вдоль берега, не разбегаясь, группой. и по одному вытолкал нас в море. жаль, не увидела как же правильно стартовать в эту страсть самой, без помощи? Оля как-то сразу налегла на весла, но я, оценив свои силы, гнаться за ней не стала. так и шли: впереди Юрчик, потом я, сзади Женя и Саша. периодически Саша корректировал Жеку и меня: "мористее!". потом, мне казалось, что я нашла неплохую стратегию - иду на боковой волне, как попадаю на мощный гребешок - поворачиваюсь к волне носом и прыгаю еще два следующих высоких, потом - обратно вдоль. никогда в жизни я еще не была такой сосредоточенной! однако, меня постигло разочарование - передвигалась вперед я крайне медленно - это стало очевидным, когда мы дошли до пляжей Рассейки (наличие четких прибрежных ориентиров): казалось, что продвижения вперед нет вовсе, а мы просто катаемся на волнах. вероятно сей факт отметила не только я - и мы приняли решение уйти с моря в лиман.
причалили без потерь, но слегка промахнулись с местом - до нужной тропиночки перехода оставалось еще метров 100. их преодолели очень веселым способом: в левой руке - весло, в правой, в поводу - каяк. и потихоньку, в полосе прибоя, в белых барашках - бурлаки, такие бурлаки!!! (эх!!! как жаль, что нет фоток. ведь чудное же зрелище!!!)))
лиман напрягал только суровой встречкой, которую, впрочем, можно было вполне компенсировать, идя под берегом. так и добрались до своего стояночного пляжика.
из неприятностей -  подмоченные вещи (ну, по крайней мере у меня вымокло все, что было в кормовом отсеке). благо был ветер - и палатку со спальником и гамаком  удалось просушить.
 будто не желая отпускать нас без боя, с континента заходила устрашающая грозовая туча,  там шваркали молнии, но ветер продолжать дуть - и катаклизм сносило в сторону Рассейки.
утомленные ярко-эмоциональным днем, проводили пушистое красное солнышко спать,
 и, забив на приготовление ужина, ограничились восстановлением электролитов и сыром в палатке, под шуршащий дождь. спали крепко...

фиолетовый (воскресенье)
неизменный утренний кофе и завершающие часы похода. в море - штиль, но очень свежо, даже водоплавающая Жека только голову помыла, без плаванья!
сборы - без привычной тщательности - просто распихать все по лючкам. даже как-то неловко перед верным каяком за такую небрежность и спешку. однако заходит дождь и мы - торопимся.
 выход к морю - до свидания, до новых встреч!
и - уходим в лиман. под дождем. дождь в дорогу - это хорошо, ведь так?))
собранные и упакованные, садясь в машину, бросаем взгляд назад: в контровом, от выглянувшего солнца свете, возникает фиолетовая перспектива - успокоение в удовлетворении, завуалированное возбуждение от новых, открывшихся этим замечательным походом перспектив...

п.с. две "почти-мантры" сопровождали меня в этом удивительном приключении: вальс Штрауса "на прекрасном голубом Дунае" - мурлыкая его про себя, с удивлением заметила, что ритм идеально ложится в неспешную, размеренную греблю)) и строчка песни Пугачевой (многофейспалмов))): "держи меня, соломинка, держи!" - крутилась по кругу в мозгу во время морских штормов...