четвер, 30 червня 2016 р.

карпатский дуэт

Велопутешествие на Попиван Черногорский с баулом
"Вожаки — это фантазеры,
со слаборазвитым инстинктом самосохранения
и полным отсутствием адекватной оценки ситуации"
Роберт Джарвик

вместо предисловия
театры начинаются с вешалки, а "бессмысленные и беспощадные" покатушки - с безобидных слов Вани: "а поедешь со мной в Карпаты?" рассмотрев предполагаемый трек, я - отказалась: "это не покатушка, а потаскушка". Ваня даже обиделся: "ну я ж не с фонаря трек рисовал"...
на том бы история и закончилась, если б за день до предполагаемого старта не выяснилось, что Ваня хочет ехать соло. мое гипертрофированное чувство долга взяло вверх и... ну да - ВНЕЗАПНО мы едем вдвоем в Карпаты)).

день ноль
утренний Ивано-Франковск.
нас встречает Жека. вокзальная суета заканчивается спустя два квартала и вот уже - неспешно-уютный, колоритный, очень чистенький город шуршит под нашими колесами: много велолюдей, масса забавных велопарковок, бесплатный (бесплатный, Карл!!!) велопрокат на "яичной" площади. радужный фонтан (отрада в такую жару). колоритные кофейни с книжными шкафами (прочитал - поделись!), вписанные в старую замковую стену магазинчики, украшенные неожиданным артом (это вот - цапля!), цветы на фонарях...
парк, мостик на остров влюбленных, эпатажная инсталляция ("ведь все люди равны", утверждал на огороде Женя)))
не искупаться - невозможно. прохлада озера добавила аппетиту, и Женино предложение отведать "панського деруна" было встречено благосклонно. готовился он тщательно, но запас времени у нас был. так что сытые, и чрезвычайно довольные семичасовым пребыванием в Станиславе, мы с Ваней грузимся в раховоз.
темнеет на западе Украины попозже, чем у нас, но все равно, ко времени полноценного старта нашей горной экспедиции наступает глухая ночь. аккуратно интересуюсь у Вани, не передумал ли он про ночевку на хребте. оказывается - нет. безжалостно нарушаю идиллию ("да мы за часик доедем!") заявлением, что будем мы там часа через 4 (10,2 км трека с 600 метрами набора высоты). проехав где-то с километр - спешиваемся и катим. не то, чтобы уклон стал совсем негуманным, негуманно - покрытие: дожди развезли дорогу в хлам. идем аккуратно, чтоб не свалится в грязь по колено (Ваня все равно - умудрился, прощупывая обход огромной лужи) смеречки удивленно перешептываются с ветром, глядя на пятна наших фонарей, и где-то между ними начинает проблескивать луна, или нет? подойдя поближе были искренне удивлены: на стволе флуоресцентной белой краской нарисован... маркер веломаршрута! о как!!! это придает уверенности и сил. добрели до перегороженного участка. слышно, как внизу звенят колокольцами коровы и лает пес. немного нервничаем: людских голосов - не слышно, а убегать от огромных карпатских псов - пастухов фрирайдом вверх как-то не сильно улыбается)) впрочем, собака оказалась привязанной, да и дорога нашлась. еще чуток вверх и на склоне весело журчит родничок а рядом на пригорочке - стояночное место. дальше идти уже решительно не хочется. ставим палатку, пьем чай и, довольные собой, освещаемые тремя четвертями луны - засыпаем.

день первый.
бодрое утро под неизменный кофей с зефиркой)). солнышко пока только угадывается - нас прикрывает пригорок.
корректируем план на день: впечатленные ночным подъемом на хребет Кострыч решаем объехать вторую его часть долиной Заросляк - Красник - Дземброня. солнышко весело играет в смеречковых зарослях внизу, заталкиваем в себя овсянку со сгухой и изюмом, и - в путь. маркеры веломаршрута сопутствует нам и мы - едем)) после ночного велопихалова - кайф в чистом виде. виды захватывают дух - в долинах стелется густой туман, а яркое солнце играет в разноцветных травах полонин.
дорога траверсирует склон
и делает попытку убежать вниз. не хотим терять высоту и бодро начинаем пихать велики вверх. однако местный дедушка - пастух (а может это был мольфар?)) указывает на опрометчивость такого решения - мол дорога вполне проезжаемая ("та хлопці по ній на мотоциклах ганяють"), чего не скажешь про верхнюю тропу. благодарим, и спускаемся на дорогу. аккуратно проезжаем перегородки:
сделано это, чтоб коровы не разбегались по склонам. удивились: резвый бычок от страха пролез в полуметровый зазор меж бревен... лесные дорожки изобилуют корнями, но довольно сухи - едем, но в особо крутых местах - спешиваюсь.
даунхильную трассу в вековых смереках все таки лучше проходить на подвесе, а не на горнике с баулом))
вот и Заросляк. немного асфальта до поворота, легкий обед, Кривопольский перевал и гравийка на Дземброню. Черемош встречает рафтерами: больше, конечно, объявлений, хотя и лодочки были. ловлю змеиный укус - Ваня клеит желтышное заднее в тенечке))
поворот на Шибенное проезжаем молча: я понимаю, что эта дорога на вершину Черногоры - самый легкий вариант для велика, но... там стоят погранцы и могут быть неприятности из-за того, что у меня вместо паспорта - водительское удостоверение. и мы едем к окраине Дземброни, откуда начинается самый короткий, но и самый негуманный подъем...
в тени магазина восстанавливаем электролиты: день жаркий, а работы на сегодня предстоит немало.
первый подъем одолеваем в режиме мигания: на иных участках вполне можно ехать на 1-2, однако нас все равно обгоняют пешики. те, кто идут вниз, при встрече нас, в зависимости от своей физухи, ужасаются (нехоженные люди: "та я ледь пішки туди видряпався!!! ви не проїдете на роверах!!!!") или восхищаются ("хлопці! ви - монстри!!! ну і дівчата...")))
до молочной хаты уклон был вполне лояльным (катили не снимая баулов) дальше идет достаточно крутой подъем на устьевую ступень. начинает зловеще греметь. становится на горе не очень хочется - да и люду многовато, впрочем за ней, на полонинке - народу тоже много, но дальше идти уже бессмысленно: начинается лесная каменистая тропа.
приютились в кустах)) дождь ходил по вершинам, громыхал громом, но нас - не мочил, а только показывал потрясающие закатные картинки.
несмотря на бодрое Ванино замечание, что мы перевыполняем график - корректируем план на завтра - залезть и спуститься с Попа Ивана (2020 м). проход всего Черногорского хребта явно не вписывается в наши временные рамки.

день второй
встаем по будильнику - рано, около пяти. прихожан на гору идет много, тропа узкая, а нам предстоит "челночная" работа. заспанное солнышко, под бодрящий кофейный аромат выбирается из-за туч: "доброе утро, Карпаты!"
без завтрака, быстро собрали лагерь, приладили рюки на спины. покатили. с полподьема таки перешли на гималайскую работу - сначала несем рюк, потом - велик.
вот так, челночным ходом, невероятными усилиями воли /шла и реально понимала: самая большая глупость в моей жизни!))) ну ладно - Ваня, он-то не знал, что его ждет, но я-то ведь - знала!! и не смогла убедить в нецелесообразности действия)))/ поднялись на Вухатый камень.
впрочем, справедливости ради: тяжело было - да, но не так уж и запредельно)) слегка доставала реакция пешиков, хотя с другой стороны - мы мотивировали своим примером просто невероятное количество людей (на Черногору - прям паломничество прихожан, право слово!!!): "оце я тут сиджу и нию, шо мені важко, а тут ви - з роверами. мені навіть соромно стає, що я втомився!"
перекурили слегка - и дальше . тропка выположилась, бежит по склону, и в некоторых местах мы - едем. непередаваемое блаженство после жесткого велопихалова.
в зарослях рододендрона (червона рута, така червона рута!!!) - завтракаем (обедаем). проголодались))
обсерватория - все ближе и ближе, последние два перевальные взлета - опять катим. встречаем знакомых (радостные вопли: "чуваки!  але ж ви реально круті перці, а я тут, як лошара, - пішки!!"). Ваня отвлекается на нерастаявщий снег - ему в диковинку. и вот - мы с желтышом наверху, регистрируюсь в КСС, встречаю Ваню, и - удача, вписываемся в группу с экскурсией внутрь обсерватории: тут сейчас проходит реставрация, и протиснуться - проблематично...
с куполообразной крыши - очаровательный вид, со слегка зловещими темными тучами.
под стать легенде: славный Довбуш побеждает черта на горе)). погромыхивает. торопимся - нам предстоит довольно крутой спуск с моренными (тут их называют горганными) участками. добрые мольфары Карпат берегут нас - дождь начинается в тот момент, когда мы входим в заросли жерепа. и пусть мокрые ветки неприятно хлещут, а мокрые корни не позволяют ехать (что было бы более комфортно). главное - мы успели до дождя пройти крутые каменные россыпи...
спуск - маркирован, но очень сильно раскисший. спускаемся аккуратно и фрирайдом, чтоб не скользить в грязи. надо дойти до полонины, где есть слабенький родничок (синюю крышу веснарки на ней было хорошо видно с горы)  - у нас заканчивается вода.
четыре смерички приманили нас сухостью: дождь под ними не лил, а капал)) однако выступающие корни не позволили втиснуть палатку тут. пришлось искать другое, менее защищенное место. еще и слегка ступили при установке - подмочили внутрянку. впрочем, когда палатка уже установлена, растянута и в ней уютно пахнет свежезаваренный чай - мокрость совершенно не напрягает))
к девяти вечера дождь иссяк, подарив яркий всплеск заката.

день третий.
уже по традиции - утренний кофе, сборы, и - в путь. полонину - проезжаем, начало лесной дороги - тоже. несмотря на вчерашний дождь - относительно комфортно.
  а потом начинается СПУСК. приходит осознание того, что нам действительно помогают волшебники, или мы приворожили червоной рутой удачу)): трехкилометровый сброс высоты (по уровню метров 600), прорезанный кое-где вымытыми водой овражками и бобслейными колеями не позволяет отпустить оба тормоза ни на секунду... представлять, как спускаться по этому в дождь - не хотелось))

гать Балтацул встретила контрастами - с одной стороны гор - хмурь, готовая разразится ливнем,
с другой - яркие солнечные лучи на темно-зеленых строгогеометричных смереках. дождь пошел, как только мы выбрались из крапивных зарослей,
в которых прячется разрушенная плотина и остатки водяной мельницы.
нас приютила веснарка - целая крыша была как раз над клаптиком, в котором поместились мы с великами. чтоб не тратить время зря - славно позавтракали))
гравийкой вдоль мутного клокочущего Бальтацула двигаемся к Лугам. напитанная дождиком дорога заставляет постоянно щупать колеса - очень мягенько, кажется, что едешь на спущенных))
и тут нас опять догоняет дождик. к счастью, на обочине - некое призрачное пристанище лесорубов с дырчатым навесом из досок. пережидаем в нем. смотреть на потоки ливня из укрытия - приятно и успокаивающе. не знаю, как Ваня, а я так даже и подремала))
поворот на урочище Васкул не вдохновил, хотя у нас был запасной день: неустойчивая мокрая погода угрожала непроходимостью дорог, и мы двинули на центр Европы))
мне давно хотелось - потому как все время проезжали мимо.
захоститься у Василия Михайловича в  "Смерековій хаті" не получилось - не было мест. потому решили ехать с полной выкладкой - время было хорошо к вечеру, пора думать о ночлеге. асфальт вдоль Белой Тисы (надо сказать, что сейчас она выглядит жидким и бурным селевым потоком)
очень живописен - ненавязчивый рельеф открывает заросшие лесом горы, узенькие долины с аккуратненькими домиками, а бело-серо-черные облака добавляют сверху контрастности идиллической картинке. не мудрствуя лукаво, на ночь встали на хозяйском лужку под прикрытием пограничников)). никто нас особо не беспокоил, если не считать какой-то бешеной гадюки, которая выпрыгнула из-под меня, мирно готовящей рисовую кашку для ужина... погранцы еще пугали лесными барсуками, впрочем их опасения оказались напрасны...

день четвертый
утро было прозрачным, теплым и даже немножко - солнечным. что позволило нам тщательно просушится. под кофеек состряпали план - доехать до Костылевки и, перебравшись через Тису, уйти вверх по течению притока.
карта радовала грунтовкой, заканчивающейся перед взлетом на хребет. с другой стороны (фрирайдный участок с километр) - наличествовала грунтовочка на Рахов. у Костылевки достаточно богатая история. до недавнего времени село называлось Берлибаш, что дословно означает "голова с плеч": по преданию, в 13 веке после битвы татар и гуцулов (она проходила на месте теперешнего Рахова) в селе были расквартированы раненные монголы, которые после выздоровления начали вводить собственные порядки, за что и были убиты гостеприимными гуцулами. хан же, вернувшись, и не застав своих воинов - осерчал, и велел обезглавить всех жителей села. в память об этих трагических событиях на скале над селом возвышается крест. впрочем, местные ведают еще пару не менее трагических историй))
помедитировав на скале, мы отправляемся вверх. очень забавная лесопилка: дорога прорезает ее насквозь. местный народ отговаривает нас ехать наверх, потому что "дорогу там забрала вода, не проїдете! пішки - ще можна, а на роверах - ні"), но мы решаем рискнуть. уклон лояльный, но... борта поросли малиной.
а кое-где на полянках - земляникой. Ваня, правда, был рассеян и зачем-то упорно смотрел в навигатор)). а я - оторвалась по полной. в этом году малины я еще не ела)). тем более - экологически чистой. натопталась до того, что слегка разболелся желудок (Ваню я утром кормила овсянкой, но в себя затолкнуть ее не смогла). идиллию нарушил... дождь. где-то с полчасика он тихонько капал, и мы уже надеялись, что прогнозы - врут, но потом собрался с силами и разухарился. мы как раз добрались до лесозаготовительного участка, откуда дорога вверх стала больше похожа на грязевое месиво. ливень стоял стеной и мы - повернули вниз. Ваня не выдержал первым и остановился возле клена долгожителя (120 лет дереву!) одеваться. а я почти доехала до лесопилки. однако было совсем мокро и холодно и я тоже переоделась в свой гламурный желтый плащик.
к Василию Михайловичу мы доехали как раз к тому моменту, когда лить перестало: дождик продолжался, но уже мелкий, сеющийся.
ах! как же в тему была крыша над головой, горячий душ и чай!
время до раховоза скоротали прогулкой и ...бильярдом. но  как-то удача отвернулась от нас и шарик с цифрой семь никак не хотел закатываться в лузу))

эпилог
перед выходом на поезд у меня сломались очки. оставила их у Василия Михайловича - чтоб вернуться. во Львове словила массу прихода, пробираясь "на ощупь" вслед за Ваней по узкой брусчатке, хорошо приправленной машинками к ближайшей оптике))
а потом, с вновь обретенными глазами, мы с удовольствием спустились в "кавову копальню" добыть себе немного кофе.

очень понравилась атмосфера: дух кофе витал подземельем, а антураж добавлял куража.
впечатленная, выпила аж три чашки любимого напитка))
отдохнули от суеты большого города (разительный контраст по сравнению с камерным Станиславом!) в приуниверситетском парке, и не спеша, без суеты погрузились в разные вагоны трускавецкого поезда и долго-долго ехали домой, то вспоминая былые покатушки и походы, то строя планы на будущее...

вместо заключения
"аudentes fortuna juvat"  /удача  сопутствует смелым/, говорили мудрые латиняне, впрочем, с присущим им лукавством, тут же добавляли:  "оccasio receptus difficiles habet"  /удачный случай может не вернуться/ но одного не учли мудрецы:  зов гор невозможно заглушить. услышанный однажды, он навсегда остается в сердце вечной жаждой приключений...
"я не зможу забути ні вітру, ні гір,
знаю я, знаю я, тільки в горах,
там, де сині вершини торкаються зір,