Утро первого апреля. За час собрались (не в самолетик жеж!) и почти повелись на развод Игоря (первое апреля!), что все отменяется)) Упаковались в джип: четыре велика, четыре баула, четыре всадника - вроде ничо, но не просторно. Попытались развести Жеку ("прости, но пятый велик в джип уже не влезет!") - безуспешно. Мужиков распирало от смеха))
Полтава: собрались-закупились выехали. Солнышко, цветочки, горизонты.
Удивительные сосновые леса. Пески. Перегруженный гибрид Игоря едет крайне неохотно.
Ждем. Иногда - с пользой - загороженный участок разведения диких кабанов. Аккуратненькие черные самочки сторожко снуют туда-сюда. Самец неистовствует в загородке. Подходить ближе поостереглись. Зело свиреп!
С полдороги решаем разделится - отправить Игоря с Леной на асфальт: тайминг жесткий, дорога непростая, а свет есть не у всех))
Громко курлычут перелетные стаи - в голубом россыпь черных точек, перелески доставляют геометрией: что несколько непонятно - сосновные-то леса явно естественного происхождения.
Бобровые запруды с сине-фиолетовыми цветочными берегами намекают на некую мокрость. она и случается - заливные луга, осинки, предзакатный свет - пастораль, одним словом.
Но самое вкусное, как верно замечают наши товарищи-отморозки, было оставлено на вечер. со светом у нас с Женей - никак. Вот так и ехали мягкими чавкающими болотами с одной фарой и фонариком в руках на троих. приключения! Чутка догнались асфальтом и, свернув возле гигантского аиста, нашли лагерь ребят. Ужин дружно упростили. Блэк Джек с яблочным соком, пара яблок и краюшка сыра - почти кипрское меню))
Ах да!, наконец то Блэк Джеки встретились))
Чудесное раннее утро завораживало - ночью подморозило (остатки воды в флягах промерзли насквозь) и лужок покрылся белым кружевом-вуалью. фотали и неспешно собирались.
Выработали новый план - разделится сразу)) Умчались втроем в поля-леса на встречу с Мерлой-речкой. Песчанные дорожки с могучих соснах, настоянный аромат хвои. Чуть дальше - деревенька дауншифтеров. Аккуратненькая. Вписанная в ландшафт.
а на берегу - контрастом - заброшенный хутор. новый взгляд на упадок - не "дом без окон" а "окна без дома". сюр. тишь. благость...
К газовой вышке не подпустили злые собаки и охрана, серых журавлей смотрели - снимали тоже издалека. Нежились на солнышке, обедали. Забавный ландшафт - ровненькое поле, взрезанное овражками с водой. Осушают их таким образом штоль? По всему видать - пастбища. Населенка прячется на высоком борту долины за речкой.
Раздолбанной овечкиной дорогой выбираемся к первой плотине- мосту. Написанное название речки "Мерло" - сильно умиляет. Но более доставляет отличный грунтовый тракт, бегущий по левому берегу. Набережную облагородили бобры. Все приправлено голубым небом и теплым солнышком - полный восторг.
Чутка асфальта и сворачиваем в лютый апхилл. Еду последняя и думаю: "вот жеж лоси, и когда ж остановятся, чтоб можно было пешочком зайти?" Как оказалось, аналогичные мысли бродили и в двух остальных участниках. так и влетели наверх. Стадо лосей, а не стая ворон, ну что тут еще сказать?)))
Спуск к был так же крут, но еще и брусчат)). Дорога падала на берег озера. Сверху смотрелось очень грандиозно - в плане похоже на птицу. Озеро охраняет Емелина щука. Желаний не исполняет. Проверили.
часть вторая. Слобожанские "гнезда"
Очередной холм - и в просвете деревьев - поющие террасы. И борта долины с опрокинутым небом. Невиданное изобилие - зелени не видно. Сплошной синий цветочный ковер.
По наиболее экзотичным теориям помещик Павел Харитоненко не основал, а лишь облагородил древние бутовые конструкции с деревянными трубопроводами и приспособил их под сады.
Изначальное предназначение террас неясно. Расположены они на одной оси с Гизой и Анкарой)). Имеют несколько аудиофокусов. Деревья, кстати, глушат и разбивают продольные звуковые волны. Потому мы удачно выбрали время для посещения - деревья еще не распустились. В полной мере насладились эхо-эффектом. Было бы неплохо дождаться заката, но нас ждали другие заброшенные дворянские "гнезда". Сверху над террасами вьется тропиночка в синем море сцилл. От радости даже не замечаешь суровый апхилл. Несмотря на баул))
До Владимировки докатили асфальтом. На нем же втарились березовым соком. Настоящим. Как-то не впечатлил, но мужичок настаивал на аутентичности. Кстати, вот на следующий день вкус "воды с привкусом опилок" стал более выраженным)).
Село подчеркнуто "немецкое": домики, садики, даже пустующие сараи. Не то, чтобы фахверк, но сразу в глаз бросается)) В одном из сарайчиков - магаз. Мне остро хотелось кукурузных палочек)) Давясь лакомством, рассматриваем бывший манеж и конюшни усадьбы Натальино. Названая в честь дочери все того же помещика Павла Харитоненко, усадьба задумывалась как летняя резиденция. Все постройки были тщательно вписаны в дубраву (300 летние гиганты все еще живут тут).
В закатном освещении "развалины" приобретают несколько мистический вид. Особенно водонапорная башня с горгульями. Она действующая и до сих пор снабжает село водой.
Грустные львы (итальянский мрамор! таких пар сделано было всего три), луковичная Спасо-Преображенская церковь (ее восстановили и она - действующая). Старенькая карельская береза под сенью храма.
Мы восхищенно бродили парком, и как-то неохотно покинули его по каштановой аллее через главные ворота. Архитектором комплекса был знаменитый Алексей Щусев и сейчас территория поместья - ландшафтный парк государственного значения. Кое-что даже реставрируют...
На выезде из парка наш трек уходил дальше в леса, но нам надо было выяснить судьбу Игоря с Леной. Оказалось, что они не поехали треком, а свернули на Опишню и провели замечательный день, осваивая нелегкое гончарное искусство и знакомясь с богатой историей городка...
Борисович, попытав навигатор, нашел поблизости рекреационное место, оказавшееся расчищенной полянкой с кострищем на берегу Мерлы, рядом с плотинкой. Не мудрсвуя лукаво, упали тут. Очень сомневались: как по этой песчаной ухабистой дороге Игорь проедет на машине? Опасения оказались напрасными - через пару часов джип, урча, выгрузил ребят у нашего костерка.
Рассвета не было - что-то намудрил командор со сторонами света при поиске ночевки. Потому - проспали)) Дорога бежала дивным сосновым лесом. Песчаная разумеется, но ехалось бодренько.
Вывалилась в Первухинке. В селе случился катаклизм с водой - все разрыто. Тщательно изучили развалины башни. Что примечательно - остались на ней следы фасадов со всех четырех сторон. Вероятно - остаток сахарного завода (именно сахарозаводчиками были все хозяева окрестных дворянских "гнезд"). Технологический процесс производства сахара предусматривает и наличие гидравлического транспортера (подача свеклы и фильтрация от примесей) и поднятие элеватором отмытой свеклы на высоту около 20 метров к весам. Далее измельченная свекла своим ходом проходит остальные этапы: диффузия сахара и извлечение из раствора. Тут и образуются еще три "выхода" - для жома (корм скоту), фильтрационого осадка (удобрение) и мелассы. Могу, конечно, ошибаться - но вроде как похоже)))
Чуть дальше, за неприступным забором - Веберовка. Скромная усадьба управляющего крестьянами Леопольда Кенинга немца Вебера.
Усадьба окружена уже изумрудными полями и разноуровневыми, еще не распустившимися, посадками. Геометрия пространства завораживает.
Сворот на Шаровку - резиденцию Кенинга - расположен чуть выше большого озера. Не удержались и проехались роскошными синглами вдоль берегов. В некоторых местах было узенько и интересно)). Красиво: прозрачная вода с одной стороны и цветочной склон с другой.
У Шаровки сложная судьба - основал слободу в 1700 году Матвей Шарий. Через столетие село приобрела семья Ольховских. Именно они основали дворцово-парковый комплекс. А вот лоск и размах ему придавал уже Леопольд Кенинг.
Дворец впечатлил деревянной оснасткой - массивные потолки, перила, стол, библиотечные стеллажи, изразцовыми каминами и жутким, пробирающим до костей, прямо таки могильным холодом.
парк вокруг пруда слегка не ухожен и пестрит домиками, кое-где в процессе реставрации. Исторический факт: Леопольду Кенингу казалось, что крестьянский хутор портит виды поместья. Не мудрствуя лукаво - он переселил всех на Южный Урал. Там до сих пор есть деревня Шаровка с украиноязычным населением...
Некоторые части парка - наоборот, на удивление ухожены. Очаровала липовая аллея - в жизни не видели ничего подобного!
Вообще все имение очень логично - и расположение теплиц на набережной пруда, и подъездная улица с каретным двором - везде проглядывается добротность и изысканный вкус бывших владельцев.
С первой трети прошлого века и почти до двухтысячных здесь был туберкулезный санаторий - странная, конечно, логика - но хоть как-то поддерживающая сохранность комплекса. Десяток лет запустения с момента закрытия санатория почти фатально сказался на его сохранности. Радует то, что какие-никакие реставрационные работы все же ведутся.
Слегка утомленные и пресыщенные впечатлениями пакуемся обратно в машинку. Все как водится - помещается наш багаж с трудом))
Выгружали Жеку - пошутили: в разобранном виде из велопоходов она еще не возвращалась. впрочем как и все мы)))
Лесная симфония с архитектурным контрапунктом наконец-то была сыграна (скатана) и прозвучала (масса впечатлений и фоток))). Очень разнообразные два с половиной дня в самом разбеге весны. Остался только неизведанный штришок - место впадения Мерлы в Ворсклу. Едем?)))
Немає коментарів:
Дописати коментар